Московский Кредитный Банк
EN
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

Интернет-банк

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

В журнале ''Банковское дело в Москве'' (№2 (98) февраль 2003 года) опубликовано интервью с Председателем Правления МКБ Донских Андреем Михайловичем

04.03.2003

Пустая ниша привлекает. А технологии не пускают

Оценка рынка. К малому бизнесу в нашем банке принято относить предприятия с объемом выручки менее $100 тыс. в месяц. При этом организационно их структура может быть представлена как несколько, зачастую, формально не связанных между собой юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица. Ролевые функции каждого участника группы строго очерчены с целью оптимизации налоговой нагрузки, а их состав периодически обновляется. Основная часть таких малых бизнесов занята в сфере торговли и услуг.

Их деятельность, как правило, рентабельна, чему способствует общая экономическая стабилизация экономики и рост платежеспособного спроса. Кредиты требуются в диапазоне $5-100 тыс. на срок 1-12 месяцев - для пополнения оборотных средств, приобретения торгового, складского и прочего оборудования.
Оценить потенциальный рынок кредитования малого бизнеса трудно - из-за его низкой легальности и отсутствия достоверной информации. Но если исходить из того, что на малый бизнес приходится не менее 50% розничной торговли, то только в этой сфере и только в Московском регионе потенциал кредитования должен составлять не менее $1 млрд. Реально банки освоили не более 10% этого рынка.

Сдерживающие факторы. Основными причинами обычно называют низкую прозрачность (легальность) малого бизнеса, отсутствие залогов и гарантий, грамотных бизнес-планов. Думаю, однако, что это причины второго порядка, а главная - в высокой себестоимости кредитования. Схема достаточно проста: чтобы сформировать кредитный портфель, скажем, в $10 млн., в крупном бизнесе достаточно иметь одного заемщика, в среднем - до десяти, а при работе с малым бизнесом - от 300 до 500! Но это те, кто уже прошел через кредитный комитет, отвечает требованиям банка и заключил договор. Пропустить же через сито предварительного отбора нужно в полтора-два раза больше.

Для работы с таким количеством клиентов банк должен сформировать серьезный штат специалистов кредитных, юридических, операционных отделов, обеспечить их рабочими местами, средствами связи, автоматизации. Даже если учитывать только расходы на аренду помещений под такую службу (оставив за скобками заработную плату и иные расходы), то и в этом случае рентабельность операций вряд ли сравнится с рентабельностью кредитования средних и крупных предприятий.

Единственный положительный момент - возможность устанавливать процентные ставки несколько выше рыночных. Но и здесь существуют ограничители, обусловленные нормой рентабельности самого малого бизнеса и более высоким по сравнению с средним и крупным бизнесом уровнем риска.

Если добавить низкую капитализацию отечественных банков и отсутствие избыточных ресурсов, можно сделать вывод: банки не активизируют кредитование малого бизнеса не из-за каких-то непреодолимых сложностей, а потому что это для них экономически не выгодно.

Перспективы развития. Статистика свидетельствует, что вот уже три года банковский сектор демонстрирует бурный рост объемов кредитования. Но на последнем этапе темпы заметно снизились. На наш взгляд, это обусловлено тем, что наиболее привлекательная часть рынка кредитования крупного и среднего бизнеса практически полностью освоена, а также возрастающей конкуренцией со стороны иностранных банков.

Это существенно укрепляет позиции малого бизнеса. Особенно в сочетании с наметившейся тенденцией его легализации и повышения устойчивости.

Хотел бы, однако, подчеркнуть, что потенциал так и останется неиспользованным, если не будет снижена себестоимость обслуживания малого бизнеса. Нужны оптимальные процессы его кредитования, которые бы позволили оперативно и с малыми затратами готовить и проводить большую массу мелких сделок, обеспечивая в тоже время приемлемое качество кредитного портфеля. Ясно, что традиционные технологии для этого не подходят, требуются иные - на основе скоринговых моделей оценки заемщика. И банкам, очевидно, предстоит в ближайшее время заняться их разработкой и освоением.