Московский Кредитный Банк
EN
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

Интернет-банк

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

«Известия» (№234, 23 декабря 2003 года). «Личный счет «

23.12.2003

На новогодние праздники люди поедут отдыхать. Многие возьмут с собой пластиковую карту в уверенности, что денег хватит и погулять, и приодеться. И вдруг средства исчезли в неизвестном направлении. Оказывается, во всем виноваты банковские технологии. Деньги не пропали, они заблокированы. Что же делать в такой ситуации?

Чаще всего в подобных сюрпризах повинны служащие отелей и фирм по прокату автомобилей. «Обычно при заселении в отель клиента просят подтвердить свою платежеспособность, для чего используется платежная карта, - рассказывает Денис Хренов, начальник управления неторговых операций банка ГЛОБЭКС. - На ней блокируется сумма, достаточная для оплаты услуг отеля. Она не списывается с карты, но остается недоступной для держателя. А при оформлении расчетов отель списывает с карты деньги за проживание. Тут же он должен дать поручение на разблокирование ранее «подвешенной» суммы, но в ряде случаев этого не происходит. Аналогичная ситуация может возникнуть везде, где необходимо предварительно подтверждать свою платежеспособность, например, при прокате автомобиля». «При правильных действиях персонала при окончательном расчете с отелем транзакция по карте проводится с тем же кодом авторизации, что и при «блокировке», - объясняет Владимир Кузнецов, начальник отдела по работе с пластиковыми картами Судостроительного банка. - Это автоматически снимет блок. Но это происходит не всегда».

Чаще всего из-за нерадивости персонала проводится два авторизационных запроса с различными кодами. В результате с карты исчезает сразу две суммы. Одна реально уходит на оплату отеля. Другая остается недоступной.

Вторая распространенная причина возникновения «проблемных блоков» - технические сбои во время авторизации. Альберт Андрианов, начальник управления развития бизнеса Банка Москвы: «Если в ходе авторизации выясняется, что остаток средств на счете позволяет осуществить операцию на запрашиваемую сумму, банк-эмитент подтверждает (авторизует) проведение данной операции и одновременно блокирует сумму на счете держателя». «Если в момент проведения авторизации происходит какой-либо технический сбой (например, обрыв связи), код авторизации, данный банком-эмитентом, не доходит до торговой точки. В этом случае торговое предприятие откажет клиенту в предоставлении услуги, в то время как запрошенная сумма на карте будет заблокирована», - объясняет Оксана Крюкова, главный экономист управления пластиковых карт Собинбанка.

То есть блок может возникать и при оплате покупок, и при обналичивании карт в банкоматах. При этом деньги со счета сразу не исчезают. Реально их списывают в течение 30 дней. Если за это время торговая точка или любое другое предприятие не представляет финансовое подтверждение на те или иные суммы, то, по словам Татьяны Степаненко, начальника отдела по развитию пластикового бизнеса МБРР, деньги автоматически возвращаются на карточный счет и снова поступают в распоряжение владельца карты.

Для того чтобы собственные деньги вернулись на карточку раньше, придется действовать самостоятельно. Профессионалы советуют: при любых сбоях во время авторизации позвонить в свой банк, поинтересоваться, списались ли средства со счета или нет. Проверить состояние счета можно и через Интернет (обычно в гостиницах эта услуга предоставляется бесплатно), и по мобильному телефону с помощью SМS-сервиса.

Ольга Акуленко, начальник отдела текущих операций управления банковских карт Московского кредитного банка: «Если держатель карты обнаружил, что средства на карте заблокированы, ему необходимо написать заявление о разблокировке, которое можно передать в банк любым способом, в том числе и по факсу. В случае если человек не имеет возможности передать заявление на разблокировку - например, он находится за границей, - банк может пойти навстречу и решить проблему по телефонному звонку, но при условии обязательного предоставления заявления позднее».

Банк направит в банк-эквайер запрос о возможности отмены проведенной авторизации, то есть разблокировки проблемной суммы. Если приходит положительный ответ - блок снимается (на все про все уходит один-два дня), если нет - ничего не поделаешь, придется ждать возвращения своих денег все 30 дней, отведенных платежными системами на предъявление транзакций к оплате.

А чтобы такие ситуации случались с вашими картами как можно реже, «отношение к карте должно быть как к наличным», считает Вадим Гаврилов, начальник управления продвижения карточных проектов банка «Автобанк-НИКойл». «Не стоит разрешать прокатывать карту по нескольку раз, нужно требовать сделать отмену, если авторизации задублированы, - говорит он. - При заказе номера в отеле обязательно следует поинтересоваться политикой отеля в отношении отмены бронирования номера, а именно - за сколько дней это нужно сделать. А при выполнении операции желательно получить в письменном виде код отмены. При аренде автомобиля надо иметь в виду, что в момент аренды, как правило, выполняется авторизация на сумму, которая отличается от суммы окончательного списания. Может быть проведена и повторная авторизация при возвращении машины и окончательном расчете. И, конечно, нужно хранить чеки по операциям с картами, а также договора как минимум в течение 6 месяцев». И еще банкиры советуют брать с собой по крайней мере две карты с разными счетами, если вы планируете арендовать машину.

Как предотвратить блокирование средств на карте?

Владимир Луценко, заместитель председателя правления СДМ-банка:
- Единственное, что можно делать, - это постоянно контролировать остаток денежных средств на счету, параллельно контролируя, не появилось ли «блока». Наш банк предлагает своим клиентам множество средств для контроля за остатком: пользование системой «Телебанк» (получение информации о состоянии счета, банковских услугах и тарифах по телефону или по сети Интернет), SМS-сервис «Мобильная карта» (возможность контролировать состояние своего карточного счета по мобильному телефону).

Владимир Халин, руководитель управления пластиковых карт Росевробанка:
- Вероятность того, что часть средств будет заблокирована, есть всегда, поэтому необходимо в первую очередь соблюдать два основных правила. Во-первых, всегда необходимо иметь достаточно денег на карточном счете. Во-вторых, все действия с картой нужно тщательно контролировать. Чеки подписывать только тогда, когда убеждены, что этот платеж вам необходим и что все действия продавца соответствуют тому, что вы, собственно, хотите получить. Это превентивный контроль. Ну и стандартная рекомендация - не выбрасывайте чеки, пока не получите банковскую выписку по своему счету, а еще лучше - пользуйтесь услугами SМS-информирования.

Ольга Акуленко, начальник отдела текущих операций управления банковских карт Московского кредитного банка:
- Держателям карт мы рекомендуем следующие варианты контроля остатка и движения средств по карте: просмотр остатка или выписок по банковским картам через сайт банка в Интернете, запрос платежного лимита с мобильного телефона через WAP.


Дмитрий Ищенко, вице-президент Дельта-банка:
- Никогда не выпускать карту из вида при совершении авторизации. В случае предварительной блокировки в гостиницах и пунктах аренды автомобилей клиенту необходимо при окончательном расчете настаивать на отмене предыдущей авторизации.

Нина Волкова, заместитель председателя правления Газэнергопромбанка:
- К сожалению, клиент не сможет воспользоваться услугами своего банка, если его карточка осталась не разблокированной сотрудниками гостиницы или еще кем-либо при получении им услуг. «Замороженные» деньги рассматриваются в этом случае как средства, которые могут быть сняты с карты в случае причинения вреда имуществу. Поэтому карта может быть разблокирована только самими сервисными организациями. Банк всегда рекомендует своим клиентам во время путешествия не забывать требовать от организаций разблокировать счет с пластиковой карты.

Игорь Зотиков, замначальника управления банковских карт Росбанка:
- В том случае если держатель карты полностью расплатился за предоставленные услуги в отеле (при аренде автомобилей), он может попросить предприятие в его присутствии отменить сделанную ранее блокировку. В любой подобной ситуации необходимо связаться с банком-эмитентом для выяснения обстоятельств, независимо от того, где находится клиент. Банк проведет расследование и примет необходимые меры для урегулирования проблемы.

Ольга Ружина