Московский Кредитный Банк
EN
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

Интернет-банк

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

"Банковское обозрение" (Москва, 1 Декабря 2008) Инкассация - лицо банка

01.12.2008

Автор: Вероника Сошина

Инкассаторская служба в банке может быть представлена в качестве дополнительной услуги, а может работать как одно из бизнес-направлений. О том, как эффективно выстроить работу службы, занимающейся перевозкой ценностей, рассказал директор департамента инкассации Московского кредитного банка Андрей Салигин.

— Как в банке возникла идея создать собственную инкассаторскую службу? И почему?

— Инкассаторская служба в Московском кредитном банке была создана в 1995 году. Как все это было организовано на первоначальном этапе, я рассказать не смогу, потому что перешел в этот отдел только в 2003 году. На тот момент это было небольшое подразделение, которое 15 маршрутами осуществляло подкрепление и инкассацию выносных подразделений банка и ряда торговых точек клиентов. Руководство банка решило, что наличность не должна оставаться на ночь в офисах, поэтому утром будет осуществляться подкрепление подразделения, а вечером — инкассация.

Это вполне закономерное решение: во-первых, денежная наличность не аккумулируется в больших количествах в офисах, а постоянно работает и приносит дополнительные доходы, а во-вторых, требование к укреплению помещения, где не предусмотрено хранение ценностей, значительно ниже, соответственно и капитальные затраты при его открытии существенно снижаются.

Технически осуществить обслуживание офисов можно по-разному.

Например, можно отдать инкассацию на аутсорсинг. Однако мы подсчитали и пришли к выводу, что работать по такой схеме достаточно дорого. Не случайно даже маленькие кредитные организации держат для этих целей один-два броневика. У Московского кредитного банка объемы, конечно, другие. На данный момент в Московском регионе силами службы инкассации банка обслуживается более 2600 клиентских точек, более 50 собственных выносных подразделений — дополнительные офисы, операционные кассы, около 100 банкоматов и более 150 терминалов моментальной оплаты.

Автомобильный парк банка располагает более 80 машинами, которые обслуживают около 70 маршрутов.

— А какое количество точек для оптимизации бизнеса должен включать каждый маршрут?

— По моему мнению, оптимальное количество точек на маршруте должно составлять порядка 40-50 объектов в день. К таким показателям можно прийти исключительно при выполнении определенного количества маршрутов, которое достигается привлечением клиентов, грамотной логистикой и хорошим уровнем обслуживания. Благодаря тому, что банк имеет большую розничную клиентскую базу и приличный парк автомобилей, нам удается существенно сократить издержки. Маршрут выстраивается логистами подразделения так, чтобы он охватывал максимальное количество точек. Сравните: на первоначальном этапе, когда вечерний маршрут состоял из 15 точек, машина накручивала около 200 — 300 километров за рейс, а сейчас вечерний маршрут включает 30 — 35 точек, а пробег составляет 100 — 150 километров.

— При выборе автомобилей вы отдаете предпочтение отечественному или зарубежному производителю?

— Сейчас в нашем автопарке есть машины и отечественного, и зарубежного производства. В Московском регионе наш парк представлен автомобилями отечественного производства на базе автомобиля "ГАЗ". Однако это временное явление. Летом руководство банка приняло решение об обновлении автопарка. Российские броневики будут заменены иномарками. Хотя из-за кризиса нам пришлось сдвинуть начало реализации проекта на несколько месяцев, от первоначальных планов мы не отказываемся. Дело в том, что банк стремительно растет, и имидж надежного банка должен соответствовать качеству услуг.

Кроме того, с этого года мы начали развитие инкассации в Центральном федеральном округе, где у нас открываются операционные офисы. Так, за последние несколько месяцев у нас открылось более пяти подразделений, и мы постепенно начинаем предоставлять услуги инкассации в каждом из этих офисов. Инкассаторская служба базируется на территории операционного офиса, там осуществляется и стоянка, и ремонт.

Первое время в регионах инкассация будет работать по двум маршрутам. То есть каждое региональное отделение будет располагать тремя машинами: две для выполнения ежедневных рейсов и одна дежурная. По такой же схеме мы работаем и в Москве. На 70 маршрутах работает 80 машин. Как понимаете, нужно быть готовым к различным внештатным ситуациям — поломкам, ДТП.

— Какие марки автомобилей заменят "ГАЗ"?

— Мы рассматривали два варианта "Ford" и "Volkswagen". В результате пришли к выводу, что для Москвы нам больше подходят автомобили марки "Volkswagen". Выбор был сделан в пользу данного производителя, так как его автомобили обладают техническими характеристиками, соответствующими нашим требованиям, ценовой политике и, самое главное, условиями сделки.

А для регионов мы уже закупаем "Ford Transit Connect". Почему не закупаем в регионы "Volkswagen"? Одна из основных причин заключается в том, что в большинстве регионов нет специализированных центров оказания технической поддержки этой марки автомобилей.

— Почему обновление автопарка началось с регионов?

— Дело в том, что и решение о переводе инкассаторской службы на автомобили иностранного производства, и решение о создании в региональных операционных офисах собственной инкассаторской службы были приняты практически одновременно.

— А какие автомобили дешевле в обслуживании?

— Иномарки, конечно, стоят значительно дороже. Если бронированный "ГАЗ" стоит около миллиона рублей, то "Volkswagen" около 1,7 млн. Но в расходе топлива и затратах на обслуживание автомобиля иномарки выигрывают. Я думаю, что в течение трех лет автомобили сравняются в своей стоимости.

— Сколько человек сопровождает экипаж? И каков штат инкассаторской службы?

— В зависимости от загруженности маршрута и объемов перевозимой денежной наличности рейс обслуживает от трех до четырех человек, то есть водитель, инкассатор, один или два охранника. В штат департамента инкассации входят только инкассаторы и водители, а безопасность обеспечивает частное охранное предприятие. Дело в том, что кредитным организациям запретили держать оружие, поэтому мы были вынуждены нанимать ЧОП. Если говорить о численности, то сейчас у меня в подразделении около 350 человек.

— А текучка высокая? Все-таки здесь затрагиваются вопросы безопасности...

— Текучка у нас достаточно низкая. Но из-за того, что в этом году инкассаторская служба сменила месторасположение, штат обновился практически на 30%. Переезд был необходимой мерой. До этого ремонтная база находилась в одном месте, кассовый узел в другом, сотрудники в третьем. Это было очень неудобно. К тому же помещение мы арендовали, из-за чего возникали дополнительные сложности. Сейчас у нас собственное здание, которое функционально полностью подготовлено для работы.

— А проводятся ли проверки, как работает инкассаторская служба?

— Естественно, помимо проверок, которые проводит служба безопасности банка, проводятся инструктажи и отработка порядка проведения инкассации: посадка и высадка из автомобиля, движение к объекту и от него. В каждой смене работают по два человека. Они ежедневно осуществляют проверку и контроль того или иного маршрута. Конечно, это осуществляется инкогнито.

— А вообще инкассация — это прибыльное предприятие для банка? И есть ли какая-то точка, например, количество маршрутов или машин, когда инкассация становится прибыльной?

— В некоторых банках инкассация — это дополнительная услуга, и экономическая эффективность отодвигается на второй план. В Московском кредитном банке мы стремимся работать так, чтобы инкассация не только полностью себя окупала, но и еще приносила прибыль.

Что касается второй части вопроса, то эффективно работать с малым количеством маршрутов вряд ли получится. Выделить конкретный момент, когда инкассация начинает приносить прибыль, достаточно сложно, так как эффективность зависит от многих факторов, прежде всего от месторасположения, режима инкассации и количества объектов. Главное здесь — грамотная логистика.

Когда у нас было порядка 30 маршрутов, мы обслуживали только Москву. В 2005 году Московский кредитный банк предпринял важный шаг — начал обслуживать торговые точки, расположенные в Московской области, которая на тот момент начала активно развиваться. Хотя первое время маршруты были полупустые, то есть практически не приносили прибыли, мы сумели занять этот рынок. Кстати, когда мы начали предоставлять инкассаторские услуги в Подмосковье, пошел прирост точек инкассации и по Москве.

Девиз любого банка, а значит, и его структурных подразделений: мы работаем для клиента. Следуя этому принципу, инкассаторская служба старается по максимуму охватить всех клиентов. Если есть возможность, то маршрут выстраивается таким образом, чтобы инкассация забирала выручку в удобное для заказчика время.

— Но регулировать прибыль можно не только с помощью логистики, но и с помощью тарифной политики?

— У нас стандартные тарифы, при расчете которых за основу бралась себестоимость инкассации. Я бы даже сказал, что реальная себестоимость несколько выше той, которую мы закладывали. Есть несколько зон разбивки, границы которых проходят по трем кольцевым дорогам в Московском регионе. Кстати, у пас охвачены все подмосковные города и даже некоторые поселки.

— Кто является вашим основным конкурентом? И в чем заключается ваше преимущество?

— Конкуренты — это, конечно, Сбербанк, "Росинкас" и "Инкохраи". Другие банки? Насколько я помню, серьезная инкассаторская служба была у Банка Москвы...

Наше преимущество, помимо наличия широкой сети и качественного обслуживания, заключается в том, что клиентам предлагается специальный продукт — беззалоговый кредит под инкассируемую выручку. Раньше мы его предоставляли на срок до трех месяцев, сейчас до шести. Клиенты, особенно торговые сети, активно им пользуются.

Кстати, мы готовимся оказывать инкассаторские услуги и другим кредитным организациям. Сейчас уже дорабатываются соответствующие договорные формы и тарифные ставки. В начале 2009 года мы планируем начать предоставлять услуги по инкассации, пересчету и зачислению денежной наличности на счета.