Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

«Экономическая газета для всех, кто заним&#107

12.07.2003

В России отмечается бум продажи иномарок: за 5 месяцев текущего года объем их реализации возрос на 50%. В немалой степени это происходит благодаря быстрому увеличению потребительского кредитования автомобилей.

Согласно исследованиям западных социологов, первое, что покупает располагающий финансами гражданин зарубежного государства, - автомобиль. И только на втором месте в этом списке приоритетов значится жилье. Причем значительная часть машин приобретается в кредит.

В России, разумеется, приоритеты во многом другие. И все же в последнее время потребительское кредитование автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге быстро развивается.

Уже примерно до 25% машин приобретаются в кредит. Дело дошло до того, что в автосалонах восстановилась продажа товаров по записи.

Однако говорить о том, что с кредитованием автомобилей все в порядке, значит, сильно приукрасить ситуацию. Сегодня в портфеле банков кредиты на покупки машин в лучшем случае имеют долю в 3%. И это неудивительно.

По мнению руководителя Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Антона Силуанова, существующее законодательство не в полной мере отвечает цивилизованному ведению дел. В частности, большие проблемы имеются в залоговом праве. И правительство намерено в ближайшее время внести соответствующие поправки прежде всего в Закон «О банках и банковской деятельности».

На практике это означает следующее: из-за отсутствия законодательной системы регистрации залога автомобиля машина, купленная практически на деньги банка, ему не подконтрольна. Владелец может снять ее с регистрации, продать другому лицу, а банк ничего не будет знать об этом.

Другая проблема заключается в отсутствии у большинства заемщиков кредитной истории. В результате банки подчас не знают, с кем имеют дело. И, как признаются банкиры, они используют все дозволенные, а зачастую и не совсем дозволенные методы, чтобы собрать хоть какую-то информацию о своих клиентах.

Это заставляет банки закладывать свои повышенные риски в повышенные проценты. Стоимость потребительского кредитования автомобилей достаточно высока: сегодня она колеблется от 12 до 15%. Хотя за последние два года этот процент серьезно снизился, он все еще на порядок выше, чем на Западе.

И это очень тревожит наших банкиров. Как признает вице-президент Московского кредитного банка Екатерина Демыгина, конкуренция со стороны иностранных банков, обладающих технологиями кредитования и ресурсной базой, неизмеримо более сильной, чем у российских коллег, усиливается не по дням, а по часам. Если раньше иностранные кредитно-финансовые организации в основном предоставляли долгосрочные кредиты, то теперь они стремятся распространить свое влияние на все сегменты рынка. В конкурентной борьбе выживает сильнейший.

Анатолий Ефремов