Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

"NBJ" (июль 2011) Финансовая селекция

26.07.2011

Мобильная коммерция является частью рынка микроплатежей, на котором пытаются активно работать банки, мобильные операторы, системы денежных переводов, электронные деньги и пр. Этот сегмент пока не все игроки оценили по достоинству, так как большая часть микроплатежей осуществляется наличными деньгами, а значит, работать здесь дорого и малоэффективно. Но вполне вероятно, что в скором будущем соотношение 90/10 (нынешнее отношение наличных платежей к виртуальным) изменится и станет, например, 50/50. Тогда "на кону" окажутся уже совершенно иные суммы, и рынок микроплатежей "заиграет" для финансово-кредитных организаций совершенно другими, более яркими и манящими красками.

"На рынке микроплатежей вращаются большие деньги. Но сейчас их значимая часть находится в сфере наличных. Люди очень консервативны, многие достают кошелек и отсчитывают наличные, даже если им это не выгодно: ведь сейчас при оплате ряда услуг картой можно получить скидки, бонусы и прочее. Почему они так поступают? Загадка. Мы хотим приучить людей к тому, что можно платить не наличными. Сейчас в сегменте микроплатежей "крутятся" миллионы долларов, превратятся ли они в сотни миллионов долларов — вопрос будущего", — поясняет Алексей Марей.

Мобильные операторы, которые, как отмечалось ранее, уже давно начали осваивать сегмент микроплатежей, признают, что пока речь о баснословных прибылях не идет. Однако налицо устойчивая тенденция к росту доходов участников этого сегмента рынка.

"Прибыль, которую получает Билайн от мобильной коммерции, в абсолютном выражении пока незначительна. Однако это очень быстро растущий сегмент: рынок мобильных платежей ежегодно увеличивается более чем на 100%. Именно на стремительный рост этого бизнес-направления мы и делаем ставку, запуская платежную систему RURU", — пояснил директор по продуктам и развитию бизнеса компании "ВымпелКом" Виктор Маркелов.

Судя по активному продвижению услуги мобильных платежей остальными операторами, они видят у этого сегмента большие перспективы и готовы вкладываться в будущее.

Примечательно, что еще несколько лет назад эксперты предупреждали банкиров о том, что мобильные операторы могут потеснить кредитные организации в сегменте микроплатежей. Но даже сейчас, когда уже есть конкретные проекты, а "сотовики" в открытую заявляют о своих планах, большинство банков не считают мобильных операторов серьезными конкурентами.

"Конкуренция за рынок микроплатежей, безусловно, есть, однако сейчас она проявляется слабо, потому что на стороне банков есть сильное оружие -возможность принимать платежи в пользу любого получателя. "Сотовики" же в основном принимают оплату услуг через терминалы. Стоимость совершения операции и в банках, и у мобильных операторов зависит от получателя, суммы платежа и тарифов отправителя. В среднем она составляет менее 1%", — рассказывает начальник планово-экономического управления банка "Агропромкредит" Шамиль Кашафетдинов.

"Опыт нашего банка, обладающего "сеткой" в более чем 400 офисов, показывает, что многие российские регионы еще далеки от систем дистанционного обслуживания — как ментально, так и технически. Поэтому, например, еще 5-10 лет банки могут активно заключать договора по приему коммунальных платежей, что и делает финансовая группа "ЛАЙФ" в регионах, имея уже более 800 прямых получателей платежей", — делится опытом вице-президент Пробизнесбанка Андрей Филь.

В то же время некоторые участники рынка признают, что предупреждения экспертов могут стать реальностью. "Безусловно, крупные операторы мобильной связи имеют все возможности, чтобы забрать у банков часть рынка микроплатежей. Конкуренция будет, и, на мой взгляд, победит тот, кто предложит клиентам максимально удобный сервис. Объемы безналичных платежей постоянно растут, электронные способы оплаты приобретают все большую популярность. Как только электронные деньги будут официально узаконены, сервис микроплатежей начнет развиваться ускоренными темпами", — поясняет начальник управления информационных технологий Московского кредитного банка Василий Чмыхов.

Вероника Сошина