Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

"Профиль" (14 марта 2011) Между средним и малым

14.03.2011

Сегодня банки, как никогда, расположены к сотрудничеству с небольшими предприятиями и фирмами — эта категория клиентов становится все более привлекательной.

Оживление экономики заставляет банкиров искать кредитоспособных заемщиков не только среди крупных компаний, но и среди крепких середняков, и даже среди малых предприятий. Особенно это актуально для частных банков: им сильно осложняет жизнь переход крупных корпоративных клиентов под крыло госбанков. Впрочем, есть и другие поводы для расширения кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ). МСБ — один из наиболее подвижных сегментов экономики — первым оправился от кризиса.

К тому же для банков кредитование этой категории заемщиков во все времена было одним из наиболее доходных видов бизнеса.

Так что сотрудничество можно назвать взаимовыгодным во всех отношениях. "В конце 2010 года ведущие банки представили новые предложения как для микрозаемщиков, так и для средних компаний, что демонстрирует интерес банков к данным сегментам и положительную динамику объемов данных портфелей", — говорит руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов, член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко. Ее слова подтверждают и экспертные данные: за прошлый посткризисный год, согласно опросу "Профиля", объем кредитования МСБ вырос как минимум на 20%.

Большая часть "жесточайших требований", введенных банками во время кризиса, в последнее время была заметно смягчена. "Банки перестали закручивать гайки, оптимизировали свои продуктовые линейки и методики оценки рисков по заемщикам", — говорит руководитель дирекции кредитных продуктов малого бизнеса банка "Уралсиб" Алексей Барабанов. И добавляет: по итогам 2010 года ставки для МСБ достигли исторических минимумов и у большинства банков они находятся ниже докризисного уровня.

"Можно прогнозировать, что это ценовой предел, и дальнейшее снижение маловероятно", — говорит эксперт.

Впрочем, даже на этом рынке частным банкам приходится соперничать с госбанками, которые имеют сильное конкурентное преимущество — низкую стоимость кредитов.

Частным институтам приходится брать другим. По словам директора департамента развития малого и среднего бизнеса банка "Интеза" (ранее — ЗАО "Банк кредитования малого бизнеса" ) Ирины Лоскутовой, сегодня все большее значение для МСБ приобретают стабильность банка, качество сервиса, профессионализм менеджеров, удобство пользования услугами, наличие каналов дистанционного обслуживания, развитая филиальная сеть банка.

Ряд кредитных организаций выпустил новые "беззалоговые" кредиты на микросуммы. Так, в "Уралсибе" для небольших компаний действует специализированный продукт "Бизнес-экспресс", который позволяет быстро получить деньги на развитие бизнеса на срок до двух лет без предоставления залога. По словам Алексея Барабанова, данный сегмент рынка является относительно рискованным, и только отлаженные технологии оценки рисков позволяют формировать портфель с допустимым уровнем потерь. Всего в прошлом году в "Уралсибе" было внедрено семь новых кредитных продуктов, и в банке не скрывают, что "изменения были связаны с необходимостью пересмотра подходов к кредитованию клиентов на посткризисном рынке и нарастающей конкуренцией в данном сегменте рынка". Но банки не остаются в накладе — новые направления им интересны в силу более высокой по сравнению с традиционными кредитами доходностью.

ЧЕГО ХОТЯТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Экономическая активность за последний год заметно возросла, утверждают банкиры. "Бизнес малых и средних компаний в 2010 году вырос, о чем можно судить по суммам сделок, разнообразию кредитных продуктов и совокупным лимитам риска, — говорит первый вице-президент дирекции по работе с корпоративными клиентами Московского кредитного банка Юлия Подображных. — Возможно, это связано с тем, что компании смогли не только сохранить свои позиции, но и укрепить их за счет доли ушедших с рынка игроков". Так, например, в последнее время у МСБ появилась потребность в использовании таких сложных услуг, как аккредитивы с постфинансированием.

По словам вице-президента банка "ГЛОБЭКС" Романа Брюшкова, наиболее востребованными для бизнеса с годовой выручкой до 400 млн рублей являются кредиты на сумму от 5 млн рублей до 10 млн рублей, для среднего бизнеса — от 20 млн рублей и более. "Размер кредита четко зависит от целей кредитования и масштабов бизнеса, — добавляет Оксана Панченко. — Экономически обоснованными являются потребности в 100% от квартальной выручки при финансировании оборотного капитала. При капитальном финансировании максимальная кредитная нагрузка определяется объемом прибыли компании, которую она может распределить на обслуживание кредита за период его действия".

Именно поэтому кредитные продукты, как правило, имеют сроки до пяти лет (для финансирования капитальных затрат) и до двух лет (для финансирования оборотного капитала).

"Также сегодня есть большой спрос на ипотечные кредиты для покупки коммерческой недвижимости, так называемую бизнес-ипотеку, — добавляет Ирина Лоскутова. — Это связано с тем, что цены на недвижимость существенно ниже докризисных. Максимальный срок бизнес-ипотеки — 10 лет".

По словам экспертов, портрет типичного заемщика — представителя МСБ нынче таков: объем годовой выручки — не менее 100 млн рублей, специализация — розничная торговля (наличие инкассируемых точек, контроль операционных денежных потоков и т.д.), оптовая торговля (анализ конечных потребителей, наличие факторинга как аналога кредитования) или же здравоохранение (аптеки, наиболее вероятно наличие инкассации и эквайринга, предоставление гарантий и финансирование инвестиций в расширение точек присутствия). Кроме того, заемщики, как правило, все же владеют недвижимым или движимым ликвидным имуществом, которое можно использовать в качестве залога, хотя его и недостаточно для покрытия полной потребности в финансировании. Если рассматривать сегмент микропредприятий, то, по словам Оксаны Панченко, среднестатистический заемщик — это индивидуальный предприниматель, в подавляющем большинстве случаев занимающийся розничной торговлей. "Это семейный бизнес с незначительным количеством наемных сотрудников, — поясняет эксперт. — Работает на арендованных площадях, активно инвестирует в торговое оборудование".

ВЗАИМНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ

Но не все так безоблачно на кредитной ниве. Многим предприятиям, как и прежде, приходится сталкиваться с проблемами при получении банковских займов. Наиболее часто финансистов не устраивает качество учета на предприятии потенциального заемщика. "Конечно, к заемщикам сегмента "микро" это относится в меньше степени, но очень часто компании, претендующие на кредит в 15 — 30 млн рублей, не могут документально подтвердить свою рентабельность или страдают от собственной небрежности, которую они допустили, приобретая тот или иной актив", — говорит Оксана Панченко.

Основными причинами отказа в предоставлении кредитов компаниям МСБ могут послужить плохая кредитная история, низкая ликвидность залогового обеспечения, высокая долговая нагрузка, неустойчивый денежный поток, добавляет Ирина Лоскутова. Конечно же, это не исчерпывающий перечень, но тем не менее он отражает основополагающие принципы кредитования, которыми руководствуется любой банк.

На решение о выдаче кредита могут повлиять и факторы, связанные с видом и сферой деятельности клиента, устойчивостью финансового положения, уровнем долговой нагрузки на компанию и т. д. Подобные критические точки определяются каждым банком самостоятельно в зависимости от уровня риска, который банк способен принять. "Особое внимание потенциальным заемщикам следует обратить на эффективное управление ликвидностью, проанализировать уровень кредитной нагрузки на компанию, а также то, как соблюдаются условия кредитных договоров для формирования положительной кредитной истории", — советует Ирина Лоскутова.

Высокими на сегодняшний день остаются и отраслевые риски. Так, в сегменте МСБ банки с осторожностью кредитуют деятельность, связанную со строительством. Это связано с длительным циклом проектов, а также отсутствием четких перспектив реализации того или иного объекта недвижимости. Помимо этого, есть ряд отраслей, которые банки традиционно не рассматривают: деятельность, связанная с инвестициями на фондовом рынке, производством табачной и алкогольной продукции.

Однако в целом рынок кредитования МСБ российские банкиры оценивают как достаточно перспективный. "Вряд ли мы в 2011 году увидим докризисные темпы роста, но рост в 15 — 20% в год считаем достаточно реальным", — говорят в банке "Интеза". Алексей Барабанов добавляет: конкуренция за качественных заемщиков будет нарастать, выход новых игроков на рынок не будет иметь массового характера, поскольку им будет тяжело соперничать с крупными игроками, имеющими в своем активе отработанные технологии.

"Кредитование малого бизнеса во всем мире и в России приносит существенный доход при значительной диверсификации портфеля. МСБ всегда был и остается интересным и перспективным сегментом для кредитных организаций как с точки зрения потенциала роста, так и с точки зрения значимости для экономики. Ведь МСБ намного оперативнее крупного бизнеса находит ниши в потребительском секторе, генерирует дополнительный доход государства в виде налоговых отчислений, формирует средний класс, создает рабочие места, а это уже социальная составляющая любых экономических преобразований", — резюмирует Роман Брюшков.

Автор: Наталья Козлова