Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

Журнал ''Расчеты и операционная работа в коммерческом банке'' (№3/2002 (24)). Интервью с Заместителем Главного бухгалтера И.Н. Наконечной

25.03.2002

Вести налоговый учет как самостоятельный вид учета будет легче

Проблемы организации нового налогового учета, конечно же, в той или иной степени затрагивают сейчас все российские банки. Инна Георгиевна Наконечная, Заместитель Главного бухгалтера ОАО "Московский кредитный банк", в интервью рассказала о том, каким образом эти проблемы рассматриваются и решаются в банке.

Какие принципиальные проблемы в плане ведения нового налогового учета можно было бы обозначить для российских банков?

Проблем очень много, потому что налоговый учет меняется полностью. В результате по бухгалтерскому учету один баланс, а по налоговому - другой, с бухгалтерским балансом не связанный. И в то же время этот самый налоговый баланс должен иметь с бухгалтерским балансом некоторые общие точки соприкосновения.

Что подразумевается под точками соприкосновения?

В бухгалтерском балансе мы по кассовому методу отражаем доходы, которые получили по итогам своей работы, а в налоговом балансе по методу начисления - выплаты и зачисления, предстоящие на отчетную дату и начисленные в отчетном периоде. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учетов можно рассмотреть по отношению к разным участкам деятельности банка. Например, на участке "получение или выплата процентов по кредитам" наблюдается тесная связь налогового и бухгалтерского учетов, то есть много точек соприкосновения. А на другом участке - "внутренняя бухгалтерия" - по тем же основным средствам и материальным активам, хозяйственным договорам налоговый учет и бухгалтерский совпадать не могут. Если рассмотреть участок "операции с ценными бумагами", то можно увидеть, что и в этом случае бухгалтерский и налоговый балансы не взаимосвязаны. Все расхождения бухгалтерского и налогового балансов необходимо проанализировать, чтобы четко знать и понимать, по каким параметрам оба баланса не совпадают и на какие суммы. А если заранее не выявить точки соприкосновения бухгалтерского и налогового учета, то можно упустить из виду какие-то новые операции, что в нашей работе недопустимо. Ежедневные объемы операций у крупного банка достаточно велики, отследить их вручную невозможно. Любые новые операции, счета доходов-расходов должны автоматически выявляться и попадать в налоговый учет.

Ваш банк работает на АБС собственной разработки?

Банк работает на АБС "Кворум". Мы уже встречались со своими разработчиками и разговаривали о том, какова будет структура налогового учета, каким образом мы будем контролировать его. Много нерешенных вопросов еще остается. Наш банк большой, а структура АБС любого банка (даже среднего) достаточно сложна, она состоит из продуктов разных разработчиков, обслуживающих различные направления деятельности банка. В АБС есть кредитный модуль, модуль векселей, модуль депозитных вкладов, модуль расчета зарплаты, который, кстати, мало отличается от зарплатной программы любого российского предприятия, и другие модули, необходимые для работы банка. В этих модулях по каждой конкретной операции ведется аналитическая работа, предусмотренная новым налоговым учетом. Таким образом, невозможно сформировать налоговый баланс банка без учета аналитической информации, получаемой из различных модулей автоматизированной банковской системы.

Следовательно, одна из задач программистов банка - обеспечить взаимную интеграцию программных модулей различных фирм-разработчиков в целях формирования общего налогового баланса?

Да. Или, проще говоря, необходимо, чтобы АБС обеспечивала возможность "закачивать" данные из всех работающих в банке программных модулей в ядро автоматизированной банковской системы в целях формирования единого налогового баланса.

Как Вы оцениваете метод начислений как таковой, насколько он, по Вашему мнению, уместен в российской практике?

На этот вопрос трудно ответить однозначно. С одной стороны, метод начислений - очередной шаг к вхождению российской финансовой системы в западную финансовую систему. С другой стороны, в настоящее время российская и западная финансовые системы по-прежнему очень далеки друг от друга, поэтому переход в одночасье на этот метод-очень болезненная процедура для наших банков. Трудности связаны с тем, что круг операций у современных российских банков довольно широк и сложен, а информации об их учете с помощью метода начислений недостаточно. Контроль за деятельностью российских банков осуществляется одновременно двумя структурами - Банком России и МНС России. Насколько мне известно, Банк России планирует переход на учет с помощью метода начислений в 2004 году. Так что в настоящее время российские банки с нетерпением ждут выхода подготовленных Банком России документов, разъясняющих применение метода начислений. А до их появления банкам будет очень тяжело, так как придется самим искать выход из нестандартных ситуаций.

Какой участок деятельности банка, на Ваш взгляд, самый сложный с точки зрения применения нового налогового учета?

На мой взгляд, самый сложный участок- это внутрибанковские операции, такие, как расчеты по хозяйственным договорам и расчеты по основным средствам. Например, при начислении износа основных средств, которое мы по балансу проводим в соответствии с правилами бухгалтерского учета, наблюдается полное несовпадение бухгалтерского и налогового учетов.

Таким образом, Ваш банк в этих сложных условиях, естественно, начал с того, что поставил своим разработчикам программных продуктов задачу по автоматизации налогового учета как самостоятельного вида учета в банке?

Совершенно верно. После того как мы сдали годовой баланс, вопросы организации налогового учета, его автоматизации для банка - задача номер один. В настоящее время все вопросы, связанные с этим, банк прорабатывает и самостоятельно, и вместе с разработчиками программных продуктов.

Из нашей беседы становится ясно, что перед Московским кредитным банком не стоит вопрос о выборе, как именно вести налоговый учет - как самостоятельный вид учета по отношению к бухгалтерскому или же на базе бухгалтерского с использованием таблиц корректировок.

Да, выбор нашего банка однозначен: налоговый учет нужно вести как самостоятельный вид учета по отношению к бухгалтерскому. Конечно, можно продолжать вести налоговый учет с использованием таблиц корректировок, но требования, которые устанавливаются новым Налоговым кодексом, и в частности то, что банки самостоятельно должны вести регистры, карты и всю аналитику, достаточно жесткие. Если продолжать пользоваться таблицами корректировок, выполнять эти требования будет сложно. В качестве примера можно рассмотреть Инструкцию МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". В соответствии с новым налоговым учетом заполнение формы налога на прибыль осуществляется принципиально по-новому. Продолжать делать это так, как мы делали раньше, согласно Приложению 5 к названной Инструкции, будет очень сложно. На наш взгляд, ситуация с налоговым учетом обстоит таким образом: на начальном этапе внедрить налоговый учет как самостоятельный вид учета будет сложно - в плане его организации, автоматизации, но в дальнейшем вести налоговый учет будет намного легче.