Московский Кредитный Банк
EN
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

Интернет-банк

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

Журнал "Технологии и средства связи" (#5, 2011) IT на страже развития бизнеса

23.11.2011

Антон Суворов

Директор департамента информационных технологий ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК"

— Какие направления в области IT и телекоммуникаций являются приоритетными для банковской сферы и вашего банка в частности?

— Категорическим императивом банковского бизнеса является обеспечение высокой эффективности, гарантированной безопасности и конфиденциальности исполнения банковских и в первую очередь клиентских операций. Именно благодаря неукоснительному следованию этим требованиям, МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК стал одним из лидирующих банков, имеющих развитый как корпоративный, так и розничный бизнес. Таким образом, первым и основным приоритетом для банковской сферы в целом и МКБ в частности является обеспечение информационной безопасности — базовый компонент любого банковского бизнеса и любого банковского процесса.

Основой для обеспечения и эффективности, и безопасности служит IT-инфраструктура. В этом смысле стратегия любого банка включает планы развития соответствующих ЦОД, серверных мощностей, коммуникационных каналов как для обеспечения соответствующих объемам операций мощностей, так и для поддержки территориальной распределенности бизнеса.

Кроме того, обеспечение эффективности операционной модели банка невозможно без качественной реализации бизнес-процессов в автоматизированной банковской системе (АБС), без системы документооборота и CRM-систем. Поэтому третьим приоритетным направлением в области IT является обеспечение развития слоя прикладных систем.

— Какие проекты в сфере IT и коммуникаций были реализованы в 2010 и 2011 гг. в вашем банке?

— В части обеспечения гарантированной безопасности и конфиденциальности исполнения операций в 2010 и 2011 гг. МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК выполнил несколько важных проектов, связанных с модернизацией корпоративной сети на уровне прикладного ПО, дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Из тех проектов, которые банк может назвать, безусловно, следует упомянуть внедрение международного стандарта безопасности PCI DSS 2.0, который обеспечивает гарантированную информационную безопасность данных держателей платежных карт — клиентов банка.

Кроме того, в связи со стремительным ростом территориальной сети МКБ, а также с увеличением сети банкоматов и терминалов проекты развития IT-инфраструктуры банка были направлены в основном на обеспечение высокой производительности и масштабируемости. В этот период были проведены плановая модернизация серверов и улучшение качества каналов связи. Кроме того, для повышения надежности работы серверных систем и одновременно упрощения процессов управления серверами банк активно использует технологии виртуализации.

Проекты развития прикладного слоя ПО включили в себя внедрение системы электронного документооборота и развитие CRM-системы. В части развития систем ДБО для физических лиц банк заканчивает реализацию проекта по разработке приложения для мобильного банкинга на платформах iPhone, Android, Windows Mobile. Также банк и дальше совершенствует систему МКБ Онлайн, которая, по версии журнала "Эксперт", заняла второе место среди лучших систем интернет-банкинга по внутреннему функционалу и сервисным функциям. Система ДБО для юридических лиц теперь представлена в двух вариантах — "толстый клиент" и "тонкий клиент".

На ряду с этим МКБ планомерно наращивает функциональность своей сети банкоматов, терминалов самообслуживания — подключены прием наличных, оплата различных потребительских услуг через все виды устройств, дистанционное открытие вкладов и погашение кредитов как МКБ, так и сторонних банков, дистанционная подача заявок на банковские продукты и т.д.

— Какие направления в области IT и телекоммуникаций являются приоритетными для вашей компании сегодня и будут приоритетными в 2012 г.?

— В 2012 г. МКБ планирует и далее совершенствовать системы обеспечения информационной безопасности. Особое внимание банк будет уделять безопасности каналов удаленного обслуживания клиентов — систем ДБО и терминалов самообслуживания.

В следующем году банк планирует увеличение территориальной и терминальной сетей. Поэтому основой стратегии развития IT-инфраструктуры МКБ в 2012 г. является организация распределенных ЦОД (DDC) и отказоустойчивой сети передачи данных (High Availability Metropolitan Network) между площадками и офисами банка.

Уровень прикладного ПО также претерпит значительные изменения. Из числа больших и сложных проектов следует упомянуть внедрение корпоративного хранилища данных и дальнейшее развитие CRM. МКБ также продолжит развитие систем автоматизации собственных бизнес-процессов. Кроме того, мы планируем развитие систем удаленного обслуживания клиентов — как систем ДБО, так и терминалов самообслуживания. Планируется реализовать большое количество новых банковских сервисов и существенно увеличить количество операций, которые клиенты смогут выполнять самостоятельно, без посещения офиса банка.

— Какой класс оборудования в сфере IT и телекоммуникаций, на ваш взгляд, необходим сейчас для финансовой сферы и почему?

— Если коротко, то соответствующий бизнесу. Простого и однозначного ответа на этот вопрос нет. Очень важно определиться с размером и спецификой бизнеса. Чем больше размер бизнеса, чем больше количество клиентов и их операций, чем эти операции разнообразнее, чем более территориально распределен сам бизнес (филиалы, офисы, операционные кассы, терминалы самообслуживания, электронные кассиры и прочие точки присутствия), тем большие требования предъявляются к IT-инфраструктуре. При этом каждый IT-директор вместе со своей командой должен определить оптимальное оборудование, которое адекватно текущему объему бизнеса, и предусмотреть возможность масштабирования и реализации отказоустойчивых решений.

Если говорить о МКБ, то сейчас это один из крупнейших универсальных банков, оказывающих услуги как юридическим, так и физическим лицам, имеющий развитую территориально распределенную офисную сеть и относящийся к категории компаний, использующих решения Enterprise-уровня.

— Какие меры, на ваш взгляд, могут изменить привычный облик финансовой сферы, подтянув его до современных мировых стандартов относительно информационных технологий?

— Здесь есть две потенциально интересные темы. Первая и, на мой взгляд, наиболее перспективная — ДБО. Количество пользователей Интернета постоянно растет, многие операции, выполняемые через Интернет, такие как приобретение билетов на поезд, самолет, бронирование отелей и т.д., становятся привычными. Следует отметить, что пользователи Интернета для банков очень привлекательны, поскольку затраты банка на ДБО существенно ниже по сравнению с затратами на обслуживание клиентов непосредственно в офисах банка. Кроме того, в случае дистанционного обслуживания, банку значительно легче и дешевле отслеживать и поддерживать увеличение потока клиентов, а также резкие изменения его регулярности и плотности. В офисах банка могут быть либо очереди, либо пустые залы — и в том, и в другом случае банк сталкивается с несоответствием канала обслуживания реальным потребностям клиентов. В случае дистанционного обслуживания данное несоответствие легко исправимо в виде перераспределения ресурсов соответствующих виртуальных машин. К тому же подобная балансировка ресурсов может производиться автоматически.
Вторая и, надо сказать, очень горячо обсуждаемая сейчас тема — использование облаков (IaaS, PaaS или SaaS). На мой взгляд, для организаций финансовой сферы имеет смысл говорить только о частных облаках. Использование публичных облаков, с одной стороны, имеет целью далеко негарантированную экономию операционных расходов, с другой — приводит к гарантированно высоким рискам. Риски в первую очередь связаны с тем, что данные (клиенты, их договоры, операции) находятся в неконтролируемой банком зоне. В случае использования публичных облаков банк оказывается просто не в состоянии решить важнейшую задачу по обеспечению безопасности и конфиденциальности исполнения банковских операций. Никакие тщательно составленные договоры не избавят от последствий, например, неработоспособности облачных сервисов или прямой потери клиентской базы. Поэтому в публичные облака можно выводить только сервисные функции, например систему правового обеспечения. Поскольку таких систем, в которых нет данных, составляющих банковскую или коммерческую тайну крайне немного, то и эффект от использования публичных облаков банковскими организациями весьма иллюзорен.