Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

"Финанс. (№16 от 23 апреля 2007 года) "Микрофинансы - путь в макробизнес"

23.04.2007

Выход

Самая большая проблема малых предпринимателей - поиск средств для создания бизнеса с нуля. Зачастую единственный шанс предоставляют микрофинансовые организации.
Многие российские банки декларируют наличие в своей продуктовой линейке кредитов для малого бизнеса. При этом указываются довольно привлекательные условия - ставка 13-17% годовых, не обремененная дополнительными комиссиями и другими скрытыми поборами. Казалось бы, полный рай для начинающего предпринимателя. Однако, к великому сожалению, это далеко не так. Практически все банки устанавливают для мелких заемщиков "ценз оседлости" - кредитуются только предприятия, зарегистрированные в регионе деятельности банка. Кроме того, для получения кредита определяющее значение имеет возраст бизнеса: заявки от малых предприятий, которым не исполнился хотя бы год, часто просто не рассматриваются. Впрочем, как уверяет начальник отдела клиентского развития Московского кредитного банка (МКБ) Евгений Ельский, требования к заемщикам постоянно смягчаются. Так, например, в МКБ ссуду может получить организация, зарегистрированная более трех месяцев назад и находящаяся в Москве, Подмосковье или на территориях, прилегающих к Московской области.
Помимо банковских кредитов среди "малых" предпринимателей спросом пользуются небанковские займы, выдаваемые микрофинансовыми организациями (МФО). По мнению директора департамента маркетинга розничного бизнеса Номос-банка Анны Панкратовой, начинающему предприятию, если ему нечего предложить в залог или необходимо ускорить сроки получения кредита, проще взять займ в МФО. Но такое финансирование предоставляется под достаточно высокие ставки - 3-5% в месяц и выдается обычно на несколько месяцев. "Предприятию, которое соответствует банковским требованиям, выгоднее обратиться за кредитом в банк, - уверяет Анна Панкратова, - в этом случае можно не только получить деньги по ставке от 12% годовых, но и в дальнейшем рассчитывать на долгосрочную кредитную линию".
Начальник отдела розничного кредитования банка "Северный морской путь" Екатерина Валеева считает, что, хотя заем в МФО обойдется дороже, чем банковский кредит и суммы финансирования невелики (не более 300 тыс. рублей), микрофинансирование - весьма перспективное направление развития рынка "коротких" денег. Условия получения займов в МФО мягче, а заявки рассматриваются намного быстрее. Кроме того, микрофинансирование позволяет обойтись без высоколиквидного залога и подробного бизнес-плана.
По данным Минфина, на конец 2006 года в микрофинансировании нуждалось свыше 4,5 млн "малых" и индивидуальных предпринимателей - около 80% от их общего количества. Потребность в заемных средствах оценивалась в $5-7 млрд. Директор по развитию бизнеса Российского микрофинансового центра (РМЦ) Риго Овчиян оценивает рынок более оптимистично: "Сегодня потребность в микрофинансовых услугах составляет свыше $10 млрд, а спрос удовлетворен только на 7-10%".
Темпы роста российского микрофинансирования довольно высокие. По данным РМЦ, на 1 января 2006 года действовало более 1000 МФО, располагающих совокупным портфелем займов в 15 млрд рублей и обслуживающих около 300 тыс. клиентов. К концу 2006 года в Едином государственном реестре юридических лиц только кредитных потребительских кооперативов граждан стало около 1400, а общий рост количества МФО превысил 50%.

 

Олег Максименко