Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

«Банковское обозрение» (№ 7 от 13 июля 2006 года) «Малый бизнес - банковский хит»

13.07.2006

Через два-три года кредиты малому бизнесу станут одной из самых востребованных услуг
Вслед за бумом потребкредитования эксперты ожидают стремительного роста в секторе кредитования малого бизнеса. Потенциал этого рынка огромен. Его потребности сейчас удовлетворены лишь на 1 5 - 20 %. По подсчетам некоторых аналитиков, объем возможного кредитования малых предприятий на сегодня мог бы достигать примерно 34, 5 млрд долларов.
Объемы рынка
По данным Минэкономразвития, малый бизнес в России составляет лишь 3 - 5 % ВВП, тогда как в Западной Европе - 40 - 60 %, а в Дании доходит до 80 %. Правда, потребности даже такого очень скромного объема рынка удовлетворены кредитными ресурсами лишь на 15 - 20 %.
Однако есть основания считать, что сектор кредитования малого и среднего бизнеса окажется рекордсменом по темпам прироста в 2006 году и отнимет у потребкредитования статус "хит года".
Агентство "Эксперт РА" провело специальное исследование, согласно выводам которого, уже в 2006 году прирост сектора кредитования малого бизнеса составит 70 - 80 %. Фаза бурного роста продолжится в течение пяти-семи лет, после чего на рынке кредитов малому бизнесу наступит период стабильности с ежегодным приростом в 30 - 35 %.
Один из авторов исследования, руководитель банковского направления "Эксперт РА" Павел Самиев, считает, что предположительно по итогам этого года рост объема рынка составит 70 %. Он признает, что даже при таком развитии рынок кредитов малому бизнесу пока слишком мал (примерно 5 млрд. долларов) по сравнению с объемом кредитования крупных предприятий (140 млрд. долларов) и потребительским кредитованием (40 млрд. долларов). Однако в то же время темпы прироста потребкредитования, которые до сих пор ставили рекорды, в этом году, по мнению исследователей, снизятся. Если по итогам 2005 года объем выданных потребительских кредитов увеличился на 90, 5 %, то в 2006 году рост не превысит 50 %, а если исключить быстрорастущий сегмент ипотеки, то и 40 %, считает Павел Самиев.
Основным фактором увеличения количества кредитов, выданных малым предприятиям, по мнению "Эксперт РА" , станет дальнейший рост конкуренции в секторе кредитования крупного бизнеса и физических лиц. "Это ведет к возрастанию рисков и снижению маржи банков. В сегменте кредитования малого бизнеса маржа для банков выше, а риски невозврата - ниже, так как большинство кредитов обеспечены" , - уверен П. Самиев. По данным эксперта, доля просроченных кредитов в секторе кредитования малого бизнеса не превышает 1 - 2 % от числа выданных кредитов. В потребительском кредитовании она составляет как минимум 3, 5 %, а нередко и выше.
Банкиры к буму готовы
Мнения банкиров в оценке рынка кредитования малого бизнеса и приведенных выше данных исследования разошлись. Ряд банкиров согласились с точкой зрения "Эксперт РА" , другие - менее оптимистичны в своих прогнозах.
Поскольку аппетиты рынка по-прежнему далеки от насыщения, то впереди Россию ожидает настоящий бум кредитования малого бизнеса, считает Евгений Немеринский, вице-президент "Внешторгбанка Розничные услуги". "В ближайшие два года банки будут выдавать займов небольшим предприятиям больше, чем населению", - подчеркивает он. Говоря о наиболее общих перспективах развития кредитования малого бизнеса, эксперты отмечают следующее. Внедрение в этой сфере технологий обслуживания массового клиента говорит о том, что в ближайшем будущем данный рынок ожидают серьезные количественные и качественные изменения. Вместе с тем, учитывая тот факт, что характер и масштаб нереализованного в этой сфере потенциала просчитывается с трудом, более детальный прогноз выходит за рамки профессиональной компетенции аналитиков, отмечает Евгений Немеринский ("ВТБ 24"). "Как это бывало и раньше, темпы фактического развития рынка в ближайшей перспективе могут оставить далеко позади даже самые смелые из прогнозов, высказанных сегодняшними наблюдателями" , - говорит вице-президент "Внешторгбанка Розничные услуги".
Андрей Дешкович, начальник управления кредитования предприятий малого и среднего бизнеса Московского кредитного банка (МКБ), отмечает, что если еще пять лет назад лишь два-три банка выдавали кредиты малому бизнесу, то сейчас можно говорить о начале бума на этом рынке. Многие участники банковского сообщества, небанковские коммерческие организации широко и охотно предлагают всевозможные кредитные услуги для малого бизнеса. Эксперт связывает это, во-первых, с высокой конкуренцией в сегментах обслуживания крупных корпоративных клиентов и потребкредитования, ведущей к снижению маржи при возрастающих рисках: "Именно кредитование малого бизнеса дает сейчас наибольший спрэд, причем сравнительная привлекательность данного направления будет только возрастать". Во-вторых, это связано со стремлением банков диверсифицировать существующий кредитный портфель. И, наконец, третья причина - с желанием кредитных организаций "застолбить" место на потенциально очень выгодном рынке.
Перспективность сегмента малого бизнеса заключается в получении большого количества новых клиентов, уверен Андрей Дешкович (МКБ). Он отмечает, что малый бизнес занимает переходное положение между розничным и корпоративным бизнесом. Поэтому, с одной стороны, малым предприятиям можно продавать весь набор розничных услуг, которые банки предлагают населению, а с другой - весь комплекс услуг, в котором испытывает потребность любое предприятие.
Руководитель департамента по обслуживанию корпоративных клиентов Собинбанка Константин Петров придерживается несколько иной точки зрения. Он считает, что сейчас пока рано говорить о буме на рынке кредитования малого бизнеса. Однако одновременно К. Петров подчеркивает, что "в ближайшие два-три года этот рынок может превысить рынок потребкредитования". Динамика его роста будет зависеть в том числе от реализации разработанной Минэкономразвития государственной программы поддержки малого предпринимательства, предусматривающей предоставление гарантий при кредитовании субъектов малого бизнеса. "По нашим оценкам, в 2006 году рынок кредитования малого бизнеса увеличится в 2 - 2, 5 раза" , - уверен эксперт.
Начальник управления корпоративного бизнеса Русь-Банка Светлана Кулагина думает, что до бума на этом рынке еще далеко: "Не все банки готовы отказаться от стереотипов крупного корпоративного кредитования и разрабатывать специальные упрощенные программы кредитования малого бизнеса. В лучшем случае банк претендует на брэнд универсального и включает в свою линейку продуктов кредитование малого бизнеса, однако реально работающих программ на рынке мало. По мере роста потерь от потребительского кредитования конкуренция на секторе малого бизнеса, конечно, будет расти, но, полагаю, банки смогут почувствовать ее не ранее следующего года".
Какой заемщик лучше
Существует мнение, что уровень невозврата кредитов, выданных малым и средним предприятиям, сопоставим с уровнем невозврата кредитов, предоставляемых частным лицам. Андрей Дешкович (МКБ) не согласен с такой точкой зрения. Предприниматели, достигшие успеха в своем бизнесе, как правило, более ответственны, финансово дисциплинированны, чем частные лица. "Бизнесмены, вращаясь в деловых финансовых кругах, понимают цену деньгам, цену данного ими слова, поэтому уровень невозврата в этом сегменте существенно ниже", - говорит эксперт.
Специалисты "Внешторгбанка 24" также полагают, что финансирование малых предприятий значительно менее рискованное, чем кредитование физических лиц. Они связывают это с тем, что при оценке платежеспособности предприятий банк использует индивидуальный финансовый анализ заемщика, в то время как основной способ оценки кредитоспособности частного лица - это скоринговая система, базирующаяся на статистических моделях анализа риска. А это подразумевает готовность принимать повышенные риски, хотя тут есть свои преимущества - скорость и простота принятия решения. В результате среднерыночный объем просроченных кредитов по малому бизнесу ниже, чем по потребительскому кредитованию, отмечает Евгений Немеринский ("Внешторгбанк 24").
Андрей Тучков, начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса банка "Центр-инвест", соглашается со своими коллегами, полагая, что субъекты малого предпринимательства - одни из самых надежных и стабильных заемщиков.
На рынке сложилась парадоксальная ситуация, объясняет Светлана Кулагина (Русь-Банк). С одной стороны, банки готовы предоставлять физическим лицам кредиты при предъявлении лишь одного документа - паспорта, закладывая риски в процентные ставки. Одновременно из-за большой конкуренции процентные ставки сейчас значительно снизились. В целом условия по потребительским кредитам для заемщиков лучше, чем по кредитам для малого бизнеса. С другой стороны, как раз при кредитовании малого бизнеса проводится анализ деятельности заемщика, собираются документы, берутся залоги, т. е. банковские риски в значительной степени снижаются.
Как оценить риски
Главным параметром при анализе совокупности рисков, связанных с кредитованием малого и среднего бизнеса, является адекватность оценки финансового положения заемщика. Безусловно, банкам нередко сложно оценить бизнес заемщиков из-за недостаточной его прозрачности. Однако это не всегда становится таким уж непреодолимым препятствием. Например, в МКБ рассказали, что банк применяет специальную технологию кредитования, позволяющую адекватно и, что не менее важно, достаточно быстро оценить реальный размер кредитных рисков. Одним из ключевых аспектов данной технологии является оценка кредитоспособности заемщика, проводимая на основе данных о реальном состоянии бизнеса клиента и его управленческой отчетности. "К заемщику приезжает наш кредитный эксперт, который на месте ведения бизнеса проводит полный комплекс оценки кредитоспособности. При этом от заемщика не требуется составления сложных бизнес-планов, отчетов о движении денежных средств. Кредитный эксперт сам осуществляет всю финансовую оценку на основе первичных данных", - говорит Андрей Дешкович (МКБ).
С учетом существующей в банке технологии кредитный эксперт после анализа бизнеса заемщика с высокой степенью вероятности может определить, будет ли выдаваемый кредит возвращен. Абсолютное отсутствие просроченных кредитов, также как их большое количество, свидетельствуют о неправильной методике кредитования, подчеркивает эксперт. В первом случае можно говорить о неоправданно жестком отборе клиентов, вследствие которого отсеиваются достаточно надежные заемщики. Во втором - о слишком либеральном отборе, из-за которого в кредитном портфеле банка появляется высокий процент неблагонадежных заемщиков.
Андрей Тучков ("Центр-инвест") считает, что по малым и средним предприятиям гораздо проще оценить риски и кредитоспособность за счет их небольшого масштаба: "Основные параметры, по которым определяются риски кредитования: выручка, товарные запасы, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности".
Банки не хотят кредитовать start-up проекты
На кредитование могут рассчитывать малые предприятия из любой сферы деятельности: производства, торговли, услуг. Сумма выдаваемого кредита обычно ограничена - 10 млн рублей, сроки кредитования - до трех лет. Для рассмотрения заявки необходимо предоставить данные бухгалтерской отчетности за прошедший год, а также данные управленческой отчетности: выручка предприятия, статьи расходов, основные средства, участвующие в бизнесе, наличие кредитов и займов.
И все бы хорошо, однако есть одно важное "но". Одним из основных параметров, определяющих риски на рынке кредитования малого бизнеса, является срок деятельности предприятия заемщика. Как раз самая сложная ситуация складывается пока с выдачей кредитов на открытие бизнеса. Практически все кредитные организации опасаются выдавать деньги под start-up проекты из-за высоких рисков. Это направление интересно банкам лишь в тех случаях, когда за предприятием-новичком стоит серьезный бизнес, а также отдельным банкам, специализирующимся на таких кредитах, в первую очередь Российскому банку развития.

Оксана Дяченко