Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

''Огонек'' (№ 13 от 27 марта 2006 года) ''Пластик'' в отказе''.

27.03.2006

"Огонек" (№ 13 от 27 марта 2006 года) "Пластик" в отказе"

Что делать, если продавец отказывается принимать вашу карту, хотя логотипы всех платежных систем расклеены при входе и на кассах магазина? Банкиры предлагают жаловаться

Для чего нужна карта? Для того, чтобы не таскать с собой пачки наличных денег. Именно так рассуждал Сергей П., когда пошел покупать ВАЗ-21112 в автосалон. У Сергея на зарплатной карте скопилось жалование за шесть месяцев - всего 140 000 рублей. Еще 100 000 в новенькой банковской упаковке приятно оттягивали карман. До цены машины, а стоила она 241 300 рублей, не хватало какой-то мелочи, но она была у покупателя в кошельке.

Логотипами карточных систем Visa, ЕС/МС и АmЕх были обклеены и двери салона, и касса, но вот энтузиазма принять к оплате карту Сергей у сотрудников магазина не заметил. Они были готовы принять любую наличную валюту, в любой комбинации, но не карту. Покупателю даже предложили отвезти его к ближайшему банкомату, чтобы получить наличные, но платить комиссию 2 - з процента Сергею не хотелось, а снять за один раз такую сумму с зарплатной карты в "родном" банкомате было нельзя. Когда покупатель проявил настойчивость, кассир стал убеждать его, что не может провести комбинированную оплату - часть картой, а часть наличными. Сергей вернулся домой без машины, а потом в течение трех дней снимал деньги в банкомате - за один раз в нем можно было снять не больше 28 000 рублей, а за один день не больше 60 000.

Причины подобного упрямства продавцов салона очевидны для специалиста. Дело в том, что комиссию за обслуживание карты банк удерживает с магазина. Эта комиссия составляет 1, 7-2, 5 процента, и это прямые потери торговой точки. Если магазин продает эксклюзивный товар, торговая наценка высокая, то и продавцу не жаль потерять 2 процента за предоставление дополнительного сервиса клиенту. А вот на рынке автомобилей очень жесткая ценовая конкуренция. Борьба идет за каждый процент.

- В некоторых случаях во избежание лишних расходов предприятия торговли и сервиса намеренно отказывают клиенту в оплате картой или устанавливают для него дополнительную комиссию, которая бы компенсировала расходы предприятия по эквайрингу, - отмечает Екатерина Демыгина, заместитель председателя правления банка "Союз". - Часто к таким мерам прибегают предприятия, предоставляющие дорогостоящие товары или услуги, так как их расходы при оплате клиентом картой будут составлять в денежном выражении значительную сумму (1, 5 - 3 процента от стоимости приобретаемого товара или услуги).

Чаще всего отказываются принимать к оплате карты в автосалонах и туристических агентствах. Кстати, именно в турагентстве произошел возмутительный случай с Екатериной Л.

Екатерина собиралась расплатиться за тур на горнолыжный курорт карточкой Visa Gold. Катя, немало поездившая по заграницам, привыкла, что при виде "золотой" кредитки сладкая улыбка приклеивается к лицам продавцов бутиков и салонов. А вот менеджер нашего турагентства, казалось, был разочарован. Он уверял покупательницу, что при оплате картой ее владелице придется расстаться с 2 процентами комиссионных. То есть ей просто спишут с карты не стоимость тура на двух человек - 70 000 рублей, а на полторы тысячи рублей больше.

- Действия кассира, конечно, неправомерны, он обязан действовать в соответствии с договором эквайринга, - убежден Алексей Есенников, начальник управления банковских карт и депозитов физических лиц Московского кредитного банка. - Отказ принимать карты или введение дополнительной комиссии при оплате крупных покупок с помощью карты может рассматриваться как нарушение этого договора и требований платежных систем. В этой ситуации клиент может обратиться в свой банк- эмитент карты, при этом желательно, конечно, подтвердить отказ продавца каким-либо документом. В результате банк-эмитент может направить жалобу в платежную систему, что грозит достаточно жесткими санкциями банку, обслуживающему данный магазин.

Отговоркой является и невозможность комбинированной оплаты - с карточки и наличными. Это умеет делать любой профессиональный кассир. "А если не умеет, - отмечает Екатерина Демыгина, - то банк-эквайрер должен провести дополнительное обучение сотрудников предприятия".

Поэтому, чтобы отстоять свои законные права, владельцу карточки нужно попросить письменный отказ в приеме карты. Законная причина отказа может быть связана только с тем, что карта данной платежной системы в торговой точке не обслуживается, либо недостаточно средств на счете, либо срок ее действия истек, либо карта заблокирована банком. Но в этом случае покупатель должен получить чек с кодом отказа.

 

Сергей Никифоров