Московский Кредитный Банк
EN
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

Интернет-банк

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

''Российская газета'' (№ 281, 14 декабря 2005 года) ''Столичные штучки''

14.12.2005

Зачем банковская розница идет в регионы

По мнению банковских экспертов, следующий год должен стать годом регионов. Причем не крупных городов-миллионников, где все известные московские банки уже присутствуют и предоставляют практически весь спектр своих услуг. Столичная розница готовит экспансию в городки поменьше, причем по всей территории России.

Сегодня местные региональные банки редко могут предоставить такой же спектр продуктов и услуг, как у крупнейших столичных кредитных учреждений. "Местные банки не обладают большими объемами свободных денежных средств, они испытывают недостаток капитала, у них отсутствует возможность финансирования дорогостоящих проектов, в том числе проектов, связанных с применением высоких технологий, - перечисляют В Инвестторгбанке. - У местных банков ограничен доступ к зарубежным финансовым рынкам, что не позволяет им использовать в полном объеме такие продукты, как факторинг, лизинг, потребительское кредитование населения".

Местными банками не часто предлагаются услуги, которые требуют значительных и долгосрочных финансовых вложений - ипотека и автокредитование на срок более 3 лет. "Столичные банки составляют серьезную конкуренцию местным банкам за счет наличия более развитых технологий анализа кредитоспособности клиента и выдачи кредита", - замечает Екатерина Демыгина, зампредправления банка "Союз". Среди ипотечных продуктов в регионах практически нет кредитования загородного строительства. Не развито и кредитование коммерческой недвижимости. И этот пробел московские банки собираются восполонить.

Поход на Восток

Какие регионы в первую очередь интересуют московских банкиров? "Конечно те, в которых есть деньги, - отвечает Андрей Курындин, зампредправления банка "Стройкредит". - То есть если бюджет региона профицитный (например, Челябинская область) или, следуя за решениями правительства, в регион приходит новый бизнес и денежные потоки растут (как, например, Санкт-Петербург) - банк ищет свою нишу в данном регионе".

К примеру, Промсвязьбанк в будущем году планирует открытие 22 региональных филиалов (сейчас их 30). "Банк открывает филиалы прежде всего в крупных областных центрах, столицах республик, - говорит Алексей Краснов, директор департамента регионального развития банка. - Перспективные регионы для банка: Краснодар, Самара, Казань, Пермь, Екатеринбург, Уфа, Челябинск и др.". Одна из целей Росбанка, по признанию Игоря Антонова, зампредправления банка, быть представленным во всех регионах России, которые интересны нашим клиентам. "Региональные филиалы открываются там, где емкость банковского рынка позволяет в короткие сроки окупить инвестиции на их создание, - говорит он. - В настоящее время наши филиалы работают почти во всех крупных регионах страны. В ближайших планах - открытие филиалов в Республиках Татарстан и Башкортостан".

По словам Андрея Погорянского, зампредправления Городского Клиентского банка, выбор региона для открытия филиала в основном зависит от экономической ситуации в данном регионе, насыщенности региона банками, а также от неудовлетворенного спроса на те или иные банковские услуги. "Количество населения в регионе должно быть не менее 1 млн. человек, - добавляют в Инвестторгбанке. - Уровень доходов населения и уровень безработицы также являются факторами, влияющими на принятие решения об открытии филиала. Учитывается также наличие контактов с местной администрацией".

Для Городского Ипотечного банка к тому же важны такие региональные показатели, как состояние жилищного фонда, производственный потенциал, количество населения, в т.ч. уровень платежеспособности и социальные показатели, развитость банковского, страхового дела, оценочной деятельности, наличие должной инфраструктуры. Поэтому для банка перспективны Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Сибирский регионы.

СДМ-Банк в развитии своей региональной сети "идет за клиентом": банк специализируется на работе с предприятиями среднего и малого бизнеса и при решении вопроса об открытии нового филиала ориентируется прежде всего на потенциальных клиентов из этой категории. Перспективными для "Московского Капитала" являются те регионы, где банк имеет ряд собственных проектов.

Провинциальный набор

Московские банки приходят в регионы со всем своим розничным набором, предлагая вклады, переводы, пластиковые карты (в том числе и кредитные), хранение ценностей, потребительское и ипотечное кредитование, автокредиты. Но особый упор делается на технологичные продукты, аналогов которым нет в регионах. "Наиболее продвигаемые продукты в регионах - кредитная карта с беспроцентным периодом кредитования 60 дней, тарифные планы для ежедневного управления деньгами, накопительный счет, - признают в Альфа-банке. - Наиболее перспективны продукты, аналогов которым нет на местном рынке, - в частности, услуга "Альфа-Мобайл", позволяющая оплачивать мобильный и проверять баланс банковского счета с помощью своего мобильного телефона".

А, например, СДМ-банк активно развивает в регионах сеть терминалов самообслуживания "Плат-Форма", позволяющих круглосуточно оплачивать наличными различные услуги - сотовый телефон, Интернет, спутниковое телевидение, коммунальные услуги, а также погашать кредиты целого ряда банков и т.д. "Терминалы "Плат-Форма" уже устанавливаются в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, в 2006 году эта сеть распространится и на другие города, где действуют филиалы банка", - говорит Дмитрий Осипов, зампредправления СДМ-банка.

Однако приоритетным продуктом будет потребительское кредитование, и, похоже, со следующего года регионы ожидает кредитный бум. Так, Банк ЗЕНИТ активно выходит на региональный рынок розничного кредитования. "Прежде всего речь идет о кредитных картах и картах, сочетающих в себе как возможность получения кредита, так и возможность использовать дополнительные услуги, которые становятся доступны клиенту с переходом на чиповую технологию", - рассказывает Дмитрий Соловьев, начальник управления разработки розничных проектов банка. Городской Клиентский банк выводит на региональный рынок ипотечную программу по стандартам АИЖК. "Московский Капитал" выходит в регионы с собственной ипотечной программой.

Московский кредитный банк в ноябре пришел со своей программой экспресс-кредитования на покупку автомобиля в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. "В наших планах на 2006 год для продвижения экспресс-кредитования намечены Нижний Новгород и Ульяновск, - говорит Оксана Лихачева, начальник управления кредитования физических лиц МКБ. - В дальнейшем на базе отлаженной технологии работы в сотрудничестве с местными автодилерами мы намерены предложить в городах России базовую программу автокредитования с более низкими процентными ставками".

Инородное тело

Однако нельзя сказать, что столичная розница продвигается в регионы без сучка и задоринки. По признанию банкиров развитие любого иногороднего подразделения всегда сопряжено с определенными трудностями: настороженность населения и органов местной власти (особенно к московским банкам), даже недоверие. Но опытный банкир, по словам Андрея Курындина, может избежать любого противодействия. "Просто при вхождении банка в регион надо установить дело -вые, а лучше партнерские отношения с местной властью, с местным бизнесом, - говорит он. - А также рабочее взаимодействие с надзорными органами (территориальными подразделением Банка России, налоговыми и другими федеральными службами). И постоянно поддерживать эти отношения". И тогда любой бизнес в регионах пойдет хорошо, что и подтверждают цифры.

Например, объем выданных потребительских кредитов физическим лицам в региональной сети Промсвязьбанка за 6 месяцев этого года составил более 600 млн. рублей. Значительный рост наблюдается в ипотечном и автокредитовании. Неизменно высоким спросом пользуются высокотехнологичные продукты - интернет-банк и мобильный банкинг. "Главное "настроить" бизнес филиала, - считают в "Стройкредите". - Например, в районах нефтедобычи (Западная Сибирь) работает много специалистов с Большой земли. Зимой они накапливают средства - значит, им нужны вклады и не обязательно с высокими ставками. Кроме того, нефтяники регулярно отправляют средства своим семьям, услуга денежных переводов в таком филиале окажется очень востребованной".


Ольга Костюкова