Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

''М3-Медиа'' (27 мая 2005 года) ''Большинство карт с истекшим сроком действия все же нужно возвращать в банк''

27.05.2005

Карту сдал - карту принял

Это должен знать каждый владелец банковской карты, даже если она ему больше не нужна

C одним жителем столицы случилась такая история: получив в банке пластиковую карту, он какое-то время ею пользовался, а потом перестал, снял со счета оставшиеся деньги и решил карточку сдать. Сдал без проблем, заявление на отказ от обслуживания тоже написал. А через пару недель ему пришло письмо из банка, в котором говорилось, что он должен несколько сотен рублей. Молодой человек очень удивился и решил разобраться: как же так - ведь долг возник уже после того, как он сдал карту в банк и перестал ею пользоваться.

После того, как он позвонил в банк, все выяснилось - за время, прошедшее с того момента, как он сдал карту, в банк пришла информация о покупке, которую клиент совершил еще, будучи владельцем карты. А посему обязан компенсировать банку недостаток средств на карте. Хотел он поспорить: "Теперь я банку ничего не должен, я и заявление об отказе от услуг уже давно написал, поздновато опомнились". Но не тут-то было. Наш молодой человек, как, впрочем, многие, просто не прочитал текст договора об открытии картсчета, который когда-то подписывал. А если бы читал внимательнее - наверняка знал бы о том, что отношения клиента-держателя карты с банком никогда не заканчиваются сразу после отказа от услуг и возврата карты в банк.

45 дней ожидания

Илья Филатов, начальник управления банковских карт Московского кредитного банка (МКБ), объясняет: "Все зависит от условий обслуживания и использования карт в конкретном банке. В МКБ, если клиент больше не хочет пользоваться нашей картой, окончательный расчет и досрочное расторжение договора производится по истечении 45 дней после предоставления соответствующего заявления и сдачи карты. Далее ни клиент, ни банк не несут никаких обязательств друг перед другом".

Откуда такой срок и для чего он нужен? Спросим лучше у специалистов.

Заместитель начальника управления обслуживания платежных карт Промсвязьбанка Игорь Демчев подтвердил, что срок в 45 дней до окончательного расчета - стандартное правило для большинства банков.

"В договоре об открытии карточного счета указывается, что договор, равно как и взаимные обязанности банка и клиента, продолжает действовать еще в течение 45 дней после того, как клиент решил отказаться банковской карты, - сказал он. - На практике информация по всем транзакциям, проведенным по карте клиента, поступает в банк не позднее в среднем 10 дней, так что срок вполне достаточный. Если допустить, что о какой-то операции по карте информация в банк придет позже, чем через 45 дней после завершения договора между банком и клиентом - с клиента банк уже ничего требовать не вправе".

К пустой карте руку не прикладывают

Пока мы обсуждали вопрос о возврате карты в банк, назрел новый - а не возникнет ли долг по обслуживанию карты, если на ней нет денег, но в банк ее не вернули? Лежит такая пустая карта где-нибудь дома в ящике стола, человек, может, и думать о ней забыл - а тут долги какие-то...

Оказалось, беспокоиться не о чем. Если у вас есть банковская карта, которую вы по каким-то причинам не сдали в банк, но на ней давно нет денег и пользоваться вы ей не планируете - не волнуйтесь. За "обслуживание" пустой карты банки в большинстве своем денег не берут. Хотя есть свои нюансы, которые стоит запомнить.

Как правило, большинство банков берет комиссию за годовое обслуживание карты сразу же после ее выпуска. А дальше все зависит от банка.

Рассказывает Илья Филатов: "Плата за годовое обслуживание карты взимается при ее выдаче клиенту, поэтому проблем с этим у нашего банка не возникает. По истечении срока действия карты в случае достаточности средств на карточном счете для оплаты годового обслуживания договор автоматически пролонгируется, а сама карта перевыпускается. Если денег на счете нет или недостаточно для очередной оплаты годового обслуживания, банк связывается с клиентом и уточняет, заинтересован ли тот в дальнейшем использовании карточного счета. В зависимости от решения держателя карты ему предлагается оформить письменное заявление об отказе или о перевыпуске карты".

Итак, если денег на карте нет - банк не будет требовать с вас деньги за ее обслуживание. А чтобы избежать неприятных сюрпризов, помните. Даже если вы почти целый год не пользовались вашей картой, на ней давно нет денег, а срок ее действия подойдет к концу через пару месяцев - с вашего картсчета спишут полную стоимость годового обслуживания карты, как только вы вновь положите на него деньги, пусть даже на пару часов.

"Если на карте нет денег, она фактически не работает, поэтому и за обслуживание мы с таких клиентов ничего не требуем. Но если спустя несколько месяцев человек решит положить деньги на карту - с него будет удержана плата за ее годовое обслуживание. Пока деньги на карте есть, она считается работающей", - говорит Игорь Демчев из Промсвязьбанка.

Сдавать иль не сдавать?

Кстати, не все банки требуют в обязательном порядке возвращать карты с истекшим сроком действия. Если у вас в кошельке пылится просроченная Visa Electron или CirrusMaestro, некоторые банки могут просто закрыть глаза на то, что клиент не сдал карту. "На практике все просто, - отмечает Игорь Демчев, - если клиент хочет и дальше обслуживаться в банке - он придет и переоформит карту, срок действия которой истек, а если не хочет - не будет перевыпускать карту, и на этом его отношения с банком фактически заканчиваются".

Однако прежде, чем выбрасывать старую карту в мусорное ведро вместо того, чтобы сдать ее в банк, нужно внимательно прочитать договор. Если в вашем договоре указано, что клиент обязан вернуть старую карту в банк даже в том случае, если он не собирается заказывать новую, это следует сделать. "Согласно условиям договора карточного счета владельцем карты является банк, поэтому клиент обязан ее вернуть по окончании срока действия", - говорит Илья Филатов.

А для некоторых типов карт обязанность возврата клиентом в банк карты с истекшим сроком действия оговаривается платежными системами. "Обязательство сдать карту в банк действует для клиентов, имеющих карты типа Mass, Gold или Business, оно предусмотрено договором между клиентом и банком. Платежные системы требуют, чтобы банки предусматривали в договорах обязанность возврата таких карт - так они заботятся, прежде всего, о безопасности, страхуются от возможной подделки".

И напоследок о том, какие карты клиенты чаще всего закрывают досрочно. Как рассказал Илья Филатов, наибольшая доля досрочно закрываемых карт в МКБ приходится на карты, эмитированные в рамках зарплатных проектов. Это связано с существенным изменением условий их обслуживания в случае перехода держателя банковской карты на другое место работы. "В настоящее время около 90% карт сдаются в банк своевременно в установленном порядке", - отметил он.


Елена Хуторных