Московский Кредитный Банк
EN
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

Интернет-банк

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

"Финансовый директор" (июль-август 2007) "Практические аспекты факторинга"

06.08.2007

Сергей Красовский, начальник управления факторинга ОАО "Московский кредитный банк"

Факторинг – это торгово-посредническая деятельность, в ходе которой организация-фактор (финансовый агент), предоставляет комплекс услуг по обслуживанию дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг). При этом поставщик уступает финансовому агенту права требования, вытекающие из его контрактов по продаже товаров (оказанию услуг).

Конвенция УНИДРУА о международном факторинге от 28.05.88, регулирующая правила уступки денежных требований и заключения факторинговых контрактов, предусматривает, что финансовый агент обязан выполнять, по меньшей мере, две из следующих функций:

– финансирование поставщика (включая заем и предварительный платеж);

– ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

– предъявление к оплате денежных требований;

– защита поставщиков от неплатежеспособности должников.

Кому интересен факторинг

Более всего факторинг подходит тем компаниям, которые находятся на стадии бурного развития и завоевания рынка. Не располагая значительными собственными средствами, с помощью факторинга компания может успешно развивать продажи на условиях предоставления отсрочки платежа.

Получив от финансового агента бОльшую часть средств за поставленный товар непосредственно после отгрузки, компании больше не надо ждать оплаты от дебиторов, и она может направить средства на закупку товара, который будет затем вновь отгружен покупателям. Увеличив объем отгрузок, предприятие получит и прирост выручки.

объем закупок и товарооборот, что способствует росту выручки.

Для компаний, которые уже пережили стадию бурного развития и находятся в более стабильной фазе, факторинг может быть интересен как дополнительный источник финансирования текущей деятельности, а также как способ управления дебиторской задолженностью и страхования риска ее невозврата.

С кем работать

Приняв решение использовать факторинг, руководству компании необходимо определиться, с каким фактором оно будет сотрудничать. Факторинговые услуги могут предоставлять как коммерческие банки (факторинг у них может быть выделен в самостоятельное подразделение, а также являться основной деятельностью), так и факторинговые компании. На окончательный выбор фактора, как правило, влияет величина факторингового вознаграждения.

Виды факторинга

Различают регрессный и безрегрессный факторинг. При регрессном факторинге в случае неплатежа дебитора поставщик должен вернуть фактору сумму в размере полученного финансирования и уплатить комиссию. Безрегрессный факторинг предполагает, что фактор не направляет требования по возврату финансирования поставщику, то есть полностью принимает на себя риск неоплаты. Этот вид факторинга особенно выгоден тем компаниям, которые выходят на неизвестный для нее рынок или начинает работу с новыми покупателями.

Если договор с фактором не предусматривает регресса, то фактор, скорее всего, предпочтет купить требования только к тем дебиторам, в платеже которых он уверен, либо высока вероятность положительного решения по возможному судебному иску к должнику. Кроме того, при безрегрессном факторинге выплачивается не вся сумма задолженности, а только ее часть, обычно 60-80%. Если покупатель в срок заплатит по договору поставки, то фактор вычтет свою комиссию и перечислит остаток средств поставщику, если же срок платежа будет нарушен, то фактор может удержать сумму, в 2-4 раза превышающую размер первоначальной комиссии. А если дебитор не заплатит совсем или значительно (например, на 6 месяцев) задержит платеж, то поставщик вовсе не получит остаток средств от платежа дебитора.

Всех вышеперечисленных недостатков, по мнению автора, лишен регрессный факторинг, который в настоящее время наиболее часто применяется российскими компаниями.

Процедура получения услуг фактора

Перед заключением договора факторинга компания-поставщик должна предоставить фактору пакет документов, на основании которого он примет решение о начале работы с компанией. Пакет документов во многом схож с тем, что запрашивают банки при выдаче кредита (учредительные документы, частично бухгалтерская отчетность), но есть и отличия. Так, при факторинге не требуется информация о складских помещениях компании, справки и выписки из обслуживающих банков, налоговых органов, но большое внимание уделяется взаимоотношениям с дебиторами (сроки отсрочек, условия поставок, насколько давно поставщик работает с данным клиентом).

Договор факторинга обычно заключается однократно без ограничений срока действия. Это означает, что фактор готов финансировать клиента в течение всего периода его деятельности. Затем компания указывает дебиторов, с которыми предполагает работать по факторингу, предоставляет по ним анкеты и, как правило, копии договоров поставки. Фактор проверяет платежеспособность дебиторов, законность ведения ими хозяйственной деятельности и, если все в порядке, дает свое согласие на работу с ними. После этого компания (или же сам фактор) уведомляет дебиторов о смене реквизитов оплаты в связи с уступкой прав требований по договору поставки.

В большинстве случаев фактор не требует изменения документооборота, сложившегося между поставщиком и покупателями. Покупатели также не должны подписывать какие-либо договора с участием фактора.

После наступления сроков платежа покупатель производит оплату по новым реквизитам. Из поступивших средств финансовый агент вычитает то, что причитается ему, и переводит остаток средств компании-клиенту. При этом поставщик может начинать работу даже с одним дебитором, впоследствии включая в схему факторинга все новых покупателей.

Возможные проблемы

В процессе получения факторинговых услуг поставщик может столкнуться с определенными проблемами. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

Задержка в принятии решения о предоставлении факторинговых услуг. Объем и оперативность предоставления финансирования очень важны для компании. Но нередко для принятия решения о финансировании, в особенности при появлении новых дебиторов, фактору требуется несколько недель. Такие ситуации могут складываться даже в очень крупных банках, в частности, если они не так давно начали заниматься факторингом.

Лимит финансирования. Довольно часто, особенно если услуги факторинга оказываются кредитными подразделениями банка, клиенту могут установить лимит финансирования, не превышающий его выручку за прошедший период (обычно – квартал). В этом случае сомнительно, что компания сможет финансировать рост продаж.

Отсутствие лицензии у фактора. Как было сказано выше, в настоящее время услуги факторинга предоставляются не только банками, но и факторинговыми компаниями, которые часто не имеют соответствующей лицензии. Дело в том, что сложилась правовая коллизия, осложняющая жизнь и факторинговым компаниям, и их клиентам. С одной стороны, ст. 825 ГК РФ предусматривает, что договоры финансирования под уступку права требования могут заключать "банки и иные кредитные организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида". С другой стороны, закон о лицензировании не устанавливает лицензирование проведения факторинговых операций (финансирование под уступку денежного требования). Подобные неувязки в законодательстве могут привести к тому, что компании будет сложно обосновать зачет НДС и включение сумм комиссии по факторингу в себестоимость в случае разбирательств с налоговым органом.

Нарушение взаимоотношений с дебиторами. В процессе общения с дебиторами очень важно, чтобы фактор знал торговые обычаи и неформальные правила, принятые в той или иной отрасли, а также учитывал взаимоотношения, сложившиеся между поставщиком и дебитором. Неумелые действия сотрудников банка или факторинговой компании могут стать причиной разрыва отношений клиента фактора с дебиторами. Как правило, высококвалифицированный персонал работает в компаниях, существующих на рынке факторинга не менее года, со штатом сотрудников не менее 10 человек. Если же речь идет о банке, то в нем должно быть выделено специальное подразделение для оказания факторинговых услуг. 

Требование гарантий и залога. Иногда финансовый агент требует от поставщика поручительства или даже дополнительного обеспечения в виде залога. Говорить о реальном факторинге в таких случаях не приходится. Это ни что иное, как подмена кредитных операций факторингом и сделка, по сути, носит кредитный характер.

Запрос финансовой отчетности дебиторов. Случается, что фактор готов предоставить финансирование при условии получения от клиента финансовой отчетности дебиторов, что не всегда можно осуществить. Поставщик вынужден выбирать между дополнительным обременением своих покупателей и отсутствием финансирования по поставкам. Как правило, такое условие выдвигают банки или факторинговые компании, которые не располагают адекватной системой оценки рисков или не в состоянии провести анализ дебиторов. С подобными компаниями, по мнению автора, сотрудничать не стоит.

Отказ дебиторов работать с факторами. Иногда дебиторы отказываются проводить платежи в адрес факторинговых компаний. При этом они в основном отказываются подписывать уведомления об уступке денежных требований. Отметим, что закон получения подписи дебитора на уведомлении не требует (ст. 830 ГК РФ).

Отсутствие информационного сопровождения. При использовании факторинга не последнюю роль играет информационное сопровождение, в том числе и возможность получения от фактора разного рода консультаций по текущим вопросам.

Неплохо, если фактор предоставляет клиенту электронный информационный модуль (как правило, бесплатно), в котором сотрудники фирмы смогут отслеживать все операции, производимые фактором по поставкам, движение денежных средств между дебитором и фактором, а также между фактором и клиентом.

Объем уступаемых денежных требований постоянно растет (рисунок), что свидетельствует о росте популярности факторинга. Однако, как и любой финансовый инструмент, он имеет не только достоинства, но и недостатки: факторинговые услуги не дешевы, от поставщиков требуются определенные усилия и навыки в управлении дебиторской задолженностью, в перестройке схем документооборота, да и в переговорах с факторами.

Однако о тех проблемах, которые могут появиться при использовании факторинга, лучше знать заранее. Тогда вы сможете принять решение, взвесив все «за» и «против».