Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

«Столичная вечерняя газета». Тематически&

22.01.2004

В скором времени британские банки начнут предупреждать своих клиентов о том, что кредиты бывает очень сложно вернуть. Кроме того, банки будут обязаны указывать реальную цену кредита, а не только номинальную ставку. Аналогичные меры, видимо, будут приняты и в других развитых странах. Россия, по мнению специалистов, пока до подобного шага не доросла. Хотя не исключено, что такой способ повышения прозрачности банков мог бы укрепить доверие населения к кредитным учреждениям.

В начале этого года британское правительство намерено внести изменения в документы, регулирующие кредитный сектор экономики. В частности, власти намерены обязать банки и компании размещать в рекламе и на бланках договоров о предоставлении кредитов специальные предупреждения об опасности займов. Согласно новым правилам, размер кредитной ставки в рекламных материалах должен быть набран шрифтом, который в два раза крупнее основного шрифта. Кроме того, банкам и компаниям запретят рекламировать почти беспроцентные программы кредитования, которыми на самом деле чрезвычайно трудно воспользоваться. Также в рекламе появятся предупреждающие надписи вроде «несвоевременная выплата процентов приведет к серьезным последствиям и в будущем может помешать получить новый кредит». По словам министра торговли и промышленности Великобритании Патрисии Хьюитт, на такие меры пришлось пойти в связи с тем, что миллионы британцев недостаточно осведомлены о рисках, связанных с получением займов, и часто берут кредиты, которые не могут погасить.

Как выяснила «Столичная», российское Министерство финансов подобных нововведений пока не готовит. Однако, как сообщили в Минфине, планы британского правительства заинтересовали российских чиновников. «Посмотрим, к чему это приведет. В нашей стране, где нормальные кредитные отношения существуют всего лет десять, публиковать такие предупреждения пока бесполезно», - отметили в Минфине.

С этим мнением согласны и представители банков. «На данном этапе развития розничного бизнеса в России такое нововведение вряд ли станет действенной мерой. На мой взгляд, в России еще необходимо «приучить» клиента к кредитным отношениям, создавая кредитную историю и заставляя задумываться о последствиях получения кредита. Как показала практика, понимание сути кредитных отношений приходит к клиенту только в процессе обслуживания кредита. Поэтому публиковать какие-либо предупреждения на рекламе или кредитных договорах будет иметь смысл только после того, как большая часть активного населения в России получит практический опыт кредитных отношений», - считает директор департамента розничного бизнеса Московского кредитного банка Сергей Гусаров.

Менеджер по кредитным продуктам Ситибанка Елена Позныхова согласна со своим коллегой. «Мне кажется, что подобные надписи будут смотреться странновато. В России рынок кредитования еще не сформирован, банки и заемщики до сих пор относятся друг к другу с недоверием. Люди, например, всегда интересуются именем своего кредитора, потому что им небезразлично, от кого они получают деньги. А если пугать россиян надписями о том, что кредитование, грубо говоря, опасно для вашей жизни... Я понимаю, чем руководствовались власти Великобритании, принимая такое решение. Там, как и в США, рынок кредитования перегрет: люди берут кредиты везде и всюду. Пройдет еще очень много лет, пока у нас будет что-то похожее. Сейчас все доживают до зарплаты за счет родственников и знакомых вместо того, чтобы занимать в банках. Нужно информировать клиента еще до того, как он принял решение о том, подавать заявление на кредит или нет. В том числе сообщать реальные процентные ставки и реальную цену кредита», - считает Елена Позныхова.

А по словам старшего вице-президента Альфа-банка Владимира Изутина, подобное нововведение в России будет иметь смысл, если банки начнут указывать реальные проценты, которые клиентам придется заплатить за пользование кредитными средствами. «Иначе размеры ставок в рекламных сообщениях можно будет набрать крупным шрифтом, а проценты за пользование кредитом «спрятать» при этом в плате за обслуживание ссуды, переложить на партнеров по программам потребительского кредитования или просто по-новому «упаковать», - пояснил Владимир Изутин.

Сергей Копытов, Юлия Говорун