Экономическая ситуация в последнее время далека от стабильной: компании сокращают штат, «умирают» целые предприятия, многие вчерашние служащие задумываются о старте собственного бизнеса. Естественно, при этом возникает масса вопросов. Как грамотно организовать свое дело? С какими рисками придется столкнуться? Где взять деньги на новое предприятие?
В помощь начинающим (и не только) бизнесменам МКБ запускает проект «Школа предпринимателя», в рамках которого ведущие эксперты банка будут делиться с вами своими знаниями и опытом.
Первый урок проведет директор департамента малого и среднего бизнеса МКБ Виктор Жидков.
Финансовая грамотность как шаг к предпринимательству
О целях и средствах
Для начала давайте ответим на вопрос: что такое финансовая грамотность? В первую очередь, это инструмент. Ведь сами по себе знания особой ценности не имеют – как и любой инструмент, который лежит на полке или используется не по назначению. Они полезны лишь при условии грамотного применения. Только тогда они становятся преимуществом, повышают нашу рыночную стоимость и шансы на успех.
Знания как таковые сейчас легко доступны. В интернете можно найти практически любую информацию, касающуюся финансов. Но что с ней делать неискушенному человеку? Надо уметь применять полученные знания на практике, правильно их трактовать, использовать в нужное время и в нужном месте.
И первый шаг на пути осознанного применения знаний – постановка цели. Марк Твен сказал: «Если мы не знаем, куда идти, то мы очень удивимся, что пришли не туда!». Добавлю, что человек, теоретически подкованный, удивится при этом еще сильнее. Так вот, чтобы не расходовать понапрасну ресурсы, прежде всего, четко формулируем цель.
Когда цель определена, можно понять, насколько эффективны ваши действия, оценить, каждый шаг, который вы собираетесь совершить. Осознать, ве дет ли он к цели или же отдаляет вас от нее, иными словами, является бесполезным.
Предприниматель и все остальные
Следующий вопрос, который следует себе задать: что значит быть предпринимателем? Предприниматель и владелец бизнеса – вовсе не одно и то же. Есть немало предпринимателей, которые работают по найму. И есть бизнесмены, которые, по сути, предпринимателями не являются.
Предприниматель организует системы разделения труда, оптимизирует их, аккумулирует знания, ресурсы и создает ценность – продукт, который люди с радостью покупают.
По сути, мы все что-то продаем. Свои знания, навыки, опыт, результаты труда. Задача предпринимателя – превратить объект продажи в ценность. А для этого продукт должен пользоваться спросом и иметь явные преимущества перед аналогичными предложениями. Иначе мы будем делать (и продавать) то же, что и многие другие. Понятно, что ни о каком успехе в таком случае говорить не придется.
Наверняка вы помните, как в 90-е, когда не хватало денег, все садились за руль и таксовали. Решение лежало на поверхности: чтобы немного заработать, достаточно было выехать на дорогу. И лишь некоторые задавались вопросом: что я могу делать лучше других? Именно такой ход мыслей отличает предпринимателя от всех остальных.
Разумеется, для успеха бизнеса нужно производить не только отличный, но и востребованный продукт. Я могу прекрасно вышивать крестиком – но что с того? Кто купит мой шедевр? Возможно, желающие найдутся, но вряд ли они предложат те деньги, которые мне хотелось бы получить за свой труд.
У всех есть свои таланты, навыки, способности. Предприниматель их осознает, может развивать, превращая в ценность, и понимает, насколько они востребованы на рынке.
Предприниматель – человек, создающий системы разделения труда и создающий культуру бизнеса.
А теперь попытаемся понять: что такое бизнес?
Раньше на этот вопрос было проще ответить. Человек что-то вырастил или смастерил, поехал туда, где подобных продуктов нет, и продал. Или же поручил это кому-то еще (то есть, не только произвел товар, но и организовал труд других людей). Со временем стало очевидно: разделение труда, грамотное распределение обязанностей – одно из важнейших условий успеха бизнеса.
Пример эффективной системы разделения труда можно увидеть во время просмотра «Формулы 1». Речь о замене колеса. Раньше, в 60-е годы, колесо меняли 8 человек, и на это им требовалось 3 минуты. Сейчас ту же задачу выполняет 24 человека – но! – всего за 3 секунды. Это стало возможным, благодаря грамотному разделению функционала: один поднимает, другой меняет, третий завинчивает и так далее. И в основе такого решения – финансовая грамотность: способность рассчитать стоимость единицы труда и создать оптимально работающую систему.
Не случайно классиком предпринимательства считается Генри Форд. Он придумал конвейер, что позволило ему выпускать хорошие и дешевые автомобили – и доминировать на рынке несколько десятилетий. Потому что цена имеет значение. При прочих равных – решающее.
Финансовая грамотность позволяет создавать системы разделения труда, снижающие себестоимость продукта. Что, конечно же, дает преимущества.
Простой пример из жизни. У вас ремонт. Вы нанимаете бригаду, прораб называет вам стоимость услуг и организует работу. Если бы вы взяли на себя его функции, то сократили бы свои финансовые затраты примерно на 40%. Но пришлось бы потратить время и эффективно организовать весь процесс. Это – задача предпринимателя.
Деньги и бизнес: две стороны одной медали
Есть люди, которые считают себя предпринимателями, но при этом не хотят вникать в финансовую сторону вопроса. Они создают продукт – и ни о чем другом думать не желают. И сильно заблуждаются.
Если вы не понимаете, на чем строится финансовое благополучие вашей компании, то в конечном итоге рискуете потерять бизнес.
Если финансово грамотный предприниматель поручает управление делами менеджерам, это рабочая модель. Но когда человек не осознает, к каким финансовым последствиям ведут его решения, то крах предприятия – лишь дело времени.
Вот что удивительно: на бытовом уровне большинство людей с основами финансовой грамотности хорошо знакомы – при том, что специально никто нас этому никто не учил. Мы все понимаем, что для поездки в отпуск надо ежемесячно откладывать некую сумму. Что для покупки автомобиля можно взять кредит, который придется отдавать в течение определенного времени. Что если у тебя нет стабильной работы или же специальность в данное время оказалась невостребованной, не стоит брать ипотеку.
Но перенести житейский опыт на ведение бизнеса удается не всем. Что мы часто наблюдаем? Человек открывает дело, берет кредит на ремонт, на статусный автомобиль – а расплачиваться собирается за счет прибыли, которая, наверное, будет.
В этом «наверное, будет» и кроется подвох. Служащий получит свою зарплату наверняка – на нее он вполне может рассчитывать, когда оформляет, скажем, автокредит. А вот надеяться на метафизическую прибыль, которая, возможно, когда-нибудь появится, как минимум неразумно. Сначала нужно научиться производить ценность, затем – продавать, предоставлять определенные услуги, поддерживать положительный баланс на банковском счету, и прочее, и прочее. А уж потом можно приобретать автомобиль или делать ремонт в офисе. Думать, будто сначала нужно вложиться в имидж – большое заблуждение.
Мы не берем кредит на ремонт в квартире, когда зарплаты хватает только на еду и одежду. Почему же в бизнесе многие поступают иначе? Для начала, чтобы просто не загубить дело, достаточно перенести свою бытовую финансовую модель на бизнес. Единственное принципиальное различие будет в методологии финансовых расчетов. А такими навыками овладеть не сложно. Главное, еще на старте осознать, что бизнес и финансы неразделимы. Успешный предприниматель не может закрыть для себя этот вопрос, отдав его на откуп бухгалтеру. Вам же не приходит в голову полностью доверить управление семейным бюджетом ребенку или теще. Финансами семьи занимается тот, кто отвечает за ее благополучие. В бизнесе то же самое.
Три кита успеха
А теперь поближе рассмотрим главные финансовые инструменты. И, в первую очередь, поговорим об управленческом отчете, который формирует каждый предприниматель. Обычно это происходит раз в месяц или раз в квартал. Если такой отчет составляется реже – раз в год, например, инструмент перестает работать, поскольку устаревает.
Цель составления управленческого отчета – помочь вам понять, как на основе прошлого опыта действовать в будущем. А если прошлое уже былью поросло, составить четкие, жизнеспособные планы не получится.
Управленческий отчет включает в себя три важных составляющих:
- баланс;
- движение денежных средств;
- доходы/расходы.
Это три кита, на которых стоит успешный бизнес.
Баланс показывает, что должны нам и что должны мы. Разница между этими величинами составляет наш капитал. Какие-то действия ведут к увеличению капитала. Другие – к его уменьшению. Правильный учет балансовых статей позволяет видеть собственные средства и понимать, как наши движения в том или ином направлении влияют на ресурсы, принадлежащие компании.
Движение денежных средств характеризует потенциал предприятия. Бывают компании с отрицательным капиталом, но, если при этом имеются ресурсы – например, инвестиции (люди верят в ваш гениальный проект, в его будущую успешность – и вкладывают деньги), значит, в ближайшее время бизнес будет держаться на плаву.
Движение денежных средств показывает будущее компании, дает понимание, что мы сможем позволить себе завтра или через месяц, чем будем платить зарплату, как будем финансировать ту или иную деятельность.
Анализ доходов и расходов дает возможность понять, что нужно делать для поддержания стабильности бизнеса, для выхода на новый уровень. Создадим ли мы доход, если увеличим объем? Из чего состоят наши доходы? Сохраним ли мы необходимый для нас уровень, если потеряем крупного клиента? Стоит ли в конкретной ситуации стремиться к увеличению дохода – или разумнее сократить расходы? Анализ доходов и расходов должен давать ответы на подобные вопросы.
Эти три кита дают представление о том, что происходит в компании. И потому управленческий отчет – главный индикатор здоровья бизнеса.
Юнит-экономика
Еще один полезный финансовый инструмент – юнит-экономика или экономика одного покупателя. Представьте, что бизнес – это ведро. Мы открываем кран, ведро наполняется водой. Это наши продажи. Однако в ведре есть дырки, через которые вода вытекает. Мы привлекаем новых клиентов – но старые по тем или иным причинам уходят. Потому что переезжают далеко и надолго, или теряют интерес к нашему продукту, потому что нашли ему замену, и так далее.
Мы тратим деньги, чтобы привлечь клиента, тратим деньги, чтобы его сопровождать – и он дает нам какую-то маржинальность. Если в итоге мы оказываемся в плюсе, значит, юнит-экономика положительная. Поскольку, привлекая нового клиента, мы зарабатываем деньги.
Бывает и по-другому. Люди привлекают клиента, а денег из-за него становится меньше. Но сразу это не заметно – его «прикрывают» другие. Скажем, в офисе некий сотрудник занимается, по большей части, имитацией деятельности. Или даже старается – но из-за низкой компетенции его работа прибыли не приносит. Он может весь день сидеть на телефоне – и ничего не продать. Но при этом получит свою зарплату. Другой пример: у фирмы есть солидный клиент, и кажется, что он точно принесет много денег. Однако на выходе получается мизер, если не полный ноль. Поскольку затраты на его обслуживание слишком высоки. Именно юнит-экономика позволяет понять, стоит ли игра свеч в каждом конкретном случае. Быть может, вы обнаружите, что окажетесь в плюсе лишь когда избавитесь от клиента, которого с таким трудом смогли привлечь.
Если при увеличении масштабов возникает все больше и больше убытков, приходится говорить об отрицательной юнит-экономике.
Один из полезных инструментов – когортный анализ. Когорта – группа людей, объединенная общими признаками. В бизнесе это может быть, например, время. Существует старая гвардия, которую мы привлекли на начальном этапе развития компании, и новые клиенты. Эти когорты относятся к нам по-разному. Для примера возьмем ресторан. У нас есть посетители, которые посещают заведение со дня его основания. Возможно, это даже старые знакомые, друзья друзей и так далее. Они будут настроены по отношению к нам более лояльно, смогут простить некоторые недочеты. Словом, нет необходимости тратить дополнительные ресурсы, чтобы их удержать. В то время как нового клиента надо еще постараться привлечь, а это подразумевает определенные расходы.
Еще одно важное понятие – срок жизни клиента, которое показывает, на протяжении какого времени человек приносит компании деньги. Этот инструмент дает понять, разовая у вас прибыль или же постоянный доход, на который вы стабильно можете рассчитывать; оправданы ли ресурсы, потраченные на привлечение и обслуживание клиента, и так далее.
Подводя краткий итог, можно сказать следующее: юнит-анализ учитывает все затраты на одного клиента и доходы, которые вы с него получаете. На этом основании уже можно делать выводы о жизнеспособности модели бизнеса.
Кто не рискует – не выигрывает?
Уметь просчитывать риски, конечно же, необходимо. Как и осознавать тот факт, что бизнес без риска невозможен. Но риски бывают разные. Одно дело – рисковать деньгами инвестора. Другое – собственными ресурсами (когда человек закладывает в банке квартиру, чтобы финансировать бизнес). Третье – рисковать оборотными средствами. Все это – принципиально разные вещи.
Каждый предприниматель должен осознавать: вместе с ростом бизнеса растут риски. Никто не даст стопроцентной гарантии, что вовремя будет поставлено сырье, что вы сумеете выгодно продать свой продукт, и прочее, и прочее. И во многом успех бизнеса зависит именно от умения минимизировать риски. Безусловно, для этого нужны специальные знания. Но предпринимательское чутье в данном вопросе, пожалуй, даже важнее.
Не менее важно уметь находить людей, готовых разделить с вами риски. Речь об инвесторах. Чтобы убедить человека вложиться в ваш проект, необходимо самому быть уверенным в том, что ваш продукт обладает ценностью, что он конкурентоспособен, востребован, то есть, будет продаваться и приносить прибыль. Когда вы сложите все детали паззла и получите полную красивую картину, вы сможете представить потенциальным инвесторам модель перспективного бизнеса. И предложите разделить не столько риски, сколько потенциальный успех. Конечно, для этого надо хорошо владеть таким инструментом, как финансовая грамотность.
Что ж, коллеги, наш первый урок подходит к концу, и в завершении хочу поделиться с вами полезными ссылками, которые помогут освоить азы финансовой грамотности и успешно вести свой бизнес.
- Теория ограничений Голдратта. Книга «Цель»
- Когортный анализ: https://habr.com/ru/post/416017/
- Блог в Телеграмме «Темная сторона»: http://t.me/temno
- Лекции Высшей школы экономики по финансовой грамотности (канал на YouTube)
- Школа менеджмента Яндекса (канал на YouTube)