Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

Информационный интернет-ресурс Retail.ru. Статья &#

16.05.2005

В настоящее время, только в Москве работает 34 продовольственные и 40 непродовольственных розничных сетей. В прошедшем году отчетливо прослеживалась тенденция их быстрого развития:

Основными предпосылками столь бурного роста сетевой торговли являются:

  • увеличение платежеспособного спроса населения;

  • передел рынка в пользу торговых сетей за счет отдельных торговых операторов и разнопрофильных рынков;

  • усиление активности западных торговых компаний на российском рынке.
Сейчас первые места в списке лидеров розничной торговли удерживают российские компании. Однако, иностранные компании уделяют местному рынку все больше внимания. За последние два года в столице открылись магазины таких компаний как METRO Cash & Carry, SPAR, Auchan, Marktkauf. Экспансия западных ритейлеров, судя по громким заявлениям о предполагаемых новых масштабных инвестициях, будет только усиливаться.

Таким образом, фактор усиления активности западных торговых операторов особенно сильно инициирует процесс разработки инвестиционных проектов российских розничных сетей и поиск их финансирования.

Стремясь опередить конкурентов и занять большую долю на рынке, сети постоянно увеличивают количество торговых точек. Многие компании разворачивают активную региональную политику. И для поддержания быстрого роста необходимы инвестиции.

В качестве источников финансирования инвестиционных программ российских торговых сетей могут служить крупные инвесторы, российские и зарубежные банки. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки этих источников.

1. Привлечение крупного инвестора - самый радикальный и наиболее оптимальный с точки зрения экономики процесса.

Прошлый год на практике доказал реальность привлечения требуемых инвестиций по данному варианту. Можно вспомнить покупку ЮКОСом 50,5% долей "Копейки". Сообщалось, что в развитие национальной сети "Копейка", в состав которой будет входить до 500 магазинов, ЮКОС инвестирует до $400 млн.

Примеру ЮКОСа последовали и другие нефтяные компании. Сначала "Сибнефть" покупает нижегородскую торговую компанию "Альянс", планируя в дальнейшем довести число магазинов до 400. Затем, "Роснефть" заявляет о создании собственной торговой сети. Интерес нефтяных компаний вполне закономерен. Розничный рынок, особенно в российской провинции, пока свободен, при этом объем продаж операторов быстро растет.

Ресурсы "нефтяников" в настоящее время избыточны и достаточны для реализации проектов по созданию крупных торговых сетей. Однако, у данного варианта на мой взгляд есть существенные минусы.

Одним из них и существенным является фактическая потеря независимости торгового оператора и возможность проведения своей политики. Ведь как бы не хотелось сетевым операторам, их бизнес не идет ни в какое сравнение по объемным показателям с основным бизнесом новых инвесторов - нефтяным. Поэтому можно предположить, что "нефтяники" будут стараться продавать бензин с хлебом, а не наоборот. Строить магазины на бензоколонках и т.д. Но ведь основная масса населения, в трезвом уме и памяти не ходит за хлебом на бензоколонку, а покупает возле дома. Непрофильный, сравнительно меньший бизнес постоянно будут стараться использовать в целях развития основного.

Поэтому, можно предполагать, в данном случае, возможность возникновения конфликта интересов собственников таких сетей по различным вопросам политики их развития.

Но даже, если рассматривать лучший вариант, что собственники договорятся учитывать взаимные интересы, а инвесторы от крупного бизнеса смогут эффективно развивать параллельно несколько разнопрофильных бизнесов, то можно предположить что на всех ныне работающих сетевых операторов сырьевых компаний просто не хватит. Данный ресурс, в этом смысле, является ограниченным.

2. Привлечение средств зарубежных банков или облигационные займы.

Текущее состояние рынка корпоративных облигационных займов в нашей стране не позволяет относить его к достаточному и надежному источнику привлечения инвестиций.

Требования же западных банков достаточно высоки для основной массы пока еще "полупрозрачных" торговых сетей.

Таким образом, о реальности указанного источника финансирования российских торговых сетей можно говорить только в далекой перспективе.

3. Банковские кредиты.

Анализ показывает, что в 2002 году практически все основные торговые сети быстрыми темпами наращивали количество магазинов и величину торговых площадей. При этом, у подавляющего числа предприятий снижались такие показатели, как объем выручки с 1 м2 торговых площадей и рентабельность продаж. Одновременно снижались показатели уровня собственного капитала компаний.

Эти тенденции легко объяснимы: поскольку объемы получаемой прибыли не позволяют столь массированными темпами наращивать объемы бизнеса, все большая часть наращиваемых торговых площадей финансируется за счет заемных средств. Данные заемные средства, привлекаемые в основном в российских банках, не могут полностью удовлетворить потребности компаний по одному из главнейших параметров - срочности.

К сожалению, российские банки в основной своей массе, в настоящее время, не в состоянии финансировать инвестиционные программы, поскольку у российских банков просто нет "длинных" денег. Пассивы сформированные российскими банками представлены дорогими "короткими" депозитами и остатками "до востребования" на р/с.

Банки, которые реально извлекли уроки прошедших кризисов, не выдают долгосрочных кредитов за счет коротких пассивов. Таким образом, большинство сетей продолжают использовать в качества ресурса для финансирования инвестиционных программ - краткосрочные банковские займы.

Всем понятно, чем грозит такое решение - потерей ликвидности и возможной вынужденной реализацией внеоборотных активов.

Поэтому хотя в настоящее время торговые сети и являются достаточно финансово устойчивыми предприятиями, многие из них могут испытать значительные потрясения в случае повторения кризиса, аналогичного кризису 1998 года. Для некоторых подобные потрясения могут оказаться фатальными.

Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать формирование в России рынка долгосрочных инвестиционных ресурсов. Не секрет, что в настоящее время многие компании активно выводят свои прибыли за рубеж, а затем эти же средства реинвестируются в развитие компаний под видом зарубежных инвестиций от фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах.

Изменение законодательства, налогового, прежде всего, могло бы решить данную проблему и способствовать организации в нашей стране цивилизованного рынка инвестиционных капиталов.

Ведь что происходит: торговые сети, продающие хлеб и кефир, магнитофоны и телевизоры, велосипеды и клюшки для гольфа, для расширения своей деятельности, на честно заработанную прибыль, хотят осуществить инвестиции в торговое оборудование, в новые магазины.

Естественно, предприниматели рассчитывают на льготы по НДС и таможенным платежам. А их государство предоставляет исключительно для нерезидентов.

Из года в год, российские предприниматели вынуждены регистрировать компании в "банановых" республиках с акционерами - папуасами для того, чтобы, заведя на них необходимые средства, приобрести искомое оборудование, а затем внести в качестве оплаты Уставного капитала торговой сети, получив при этом в законном порядке льготу по уплате НДС и таможенным платежам.

Государство при этом прекрасно понимает качество иностранных инвестиций в российскую экономику, но ничего не предпринимает для исправления ситуации. Наверное, данное положение дел кому-то очень выгодно, а страдает российский бизнес, вынужденный гонять деньги по такой схеме с риском их потери через различного рода посредников. Весь мир пристально вглядывается в столь бестолково выстроенные денежные потоки и подозревает российский бизнес, т.е. торговцев колбасой и хлебом в тяжких грехах, ассоциируя их денежные потоки с Бен Ладеном и Саддамом Хусейном.

Не проще ли было бы Правительству дать аналогичные льготы российскому бизнесу, повысив, таким образом, его инвестиционную привлекательность. Повысить легальность российской экономики.

Например, мы, имея партнерские отношения с ведущими европейскими банками, предоставляем долгосрочное финансирование экспортно-импортных сделок сроком до 8,5 лет под 12% годовых.

И все равно "серая" схема заведения инвестиций в настоящее время, из-за несправедливого взимания с российских инвесторов НДС и таможенного платежа, выгоднее для российских сетей, хотя намного рискованнее. Поэтому, несмотря на то, что наш банк в направлении международного финансирования является одним из лидеров, количество проведенных сделок по долгосрочному инвестиционному финансированию можно посчитать на пальцах.

В вопросе же о финансировании, созданных россиянами нерезидентов, пока тоже много проблем как с российской, так и с западной стороны. Есть определенный прогресс со стороны западных банков. Иностранцы в настоящее время близки к пониманию специфики российского бизнеса и первые сделки о финансировании нерезидентов на покупку оборудования для России в настоящее время рассматриваются. Российские же банки обязаны создавать резервы по кредитам оффшорным компаниям (нерезидентам) в размере до 50% за счет своей прибыли, что совершенно экономически не оправданно.

Для улучшения инвестиционного "климата", мы предлагаем организованно вместе с банками, которые не меньше вас заинтересованы в развитии долгосрочного финансирования, отстаивать свои интересы по исправлению несправедливых перекосов системы налогообложения в России.