Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

«Эксперт» (№041, 3 ноября 2003 года). «Займы для малышей»

03.11.2003

Кредиты малому бизнесу пока не стали массовым банковским продуктом и поэтому дороги. Дороговизна кредитов, в свою очередь, отпугивает новых клиентов. Лидеры рынка стараются разорвать этот порочный круг.

Объем кредитов, предоставленных российскими банками реальному сектору экономики, за первые семь месяцев текущего года вырос без малого на 20% (33% в годовом исчислении). Российские банки, уступив самых крупных клиентов иностранным финансовым институтам, обратили свое внимание на мелких и средних заемщиков. Сейчас все больше кредитных институтов разрабатывают специальные программы по кредитованию малого бизнеса. В чем особенности работы банков с новым слоем клиентов? Какие услуги последние хотят получить от банков?

Новые заемщики

Подавляющее большинство кредитных заявок от малых предприятий поступает из сферы торговли. «Наш кредитный портфель наполовину состоит из кредитов, выданных торговым предприятиям, тридцать процентов приходится на услуги и двадцать процентов - на производственные предприятия», - говорит Эммануэль Декампс, консультант ЕБРР в КМБ-банке по развитию бизнеса. Торговля - приоритет в основном для тех банков, что начали активную деятельность сравнительно недавно, когда самые привлекательные производственные заемщики уже имели налаженные отношения с финансовыми институтами и не так остро нуждались в привлечении дополнительного финансирования, как быстрорастущий торговый сектор. «Мы активно стартовали в 1998 году, когда рушились крупные банки и предприятия переходили на обслуживание в мелкие и средние, - рассказывает Алексей Крюков, вице-президент Московского кредитного банка (МКБ). - В кредитах нуждались предприятия, работающие на растущих рынках, а это прежде всего торговые предприятия. Финансовое состояние промышленных предприятий ухудшалось. Производственные предприятия, существовавшие с советских времен, не стремились расширять объемы заимствований».

Тем не менее торговля отнюдь не единственный удел банков, обслуживающих средний и мелкий бизнес. Ведь и торговцы сами нередко интегрируются в производство. Накопив первоначальный капитал в торговле, многие предприятия становятся торгово-производственными единицами. «Мы видели таких, которые начинали с кредитов в десять тысяч долларов на пополнение оборотных средств, торгуя, например, продуктами питания, потом решали запустить свой цех по производству пельменей и обратились к нам за инвестиционными долгосрочными кредитами», - вспоминает Эммануэль Декампс.

Увидеть воочию

Получить взаймы маленькую сумму (до нескольких тысяч долларов) несложно: услуги экспресс- и микрокредитования требуют минимального набора документов, подтверждающих реальность бизнеса и личность владельца. Как правило, это устав, если предприятие зарегистрировано как АО, или копия паспорта, свидетельство о регистрации и о постановке на учет в налоговый орган, если речь идет о ПБОЮЛ; требования к опыту работы в бизнесе у банков разные, как правило, не меньше трех месяцев. Тем не менее, по оценке банкиров, большая часть потенциальных клиентов отсеивается именно на этом этапе предварительного знакомства с банковскими требованиями. Те, кто удовлетворяет критериям, заполняют кредитную заявку - их шансы на кредит поднимаются до 75-85%. Оценка заемщиков при этом занимает, как правило, не больше одного дня. «Мы предоставляем экспресс-кредиты в регионах в сумме до ста тысяч рублей с одной стороны, эти средства могут помочь клиенту, а с другой - нам легко оценить возможность заемщика вернуть кредит», - говорит Олег Скробот, заместитель председателя правления Национального банка развития.

Многие банки расценивают программы экспресс-кредитования как первый шаг к более тесному общению с клиентом. Требования к тем, кто хочет получить финансирование в большем объеме и на большие сроки, естественно, выше. Сложнее и процедура проверки таких заемщиков: важным элементом оценки является личное, визуальное знакомство кредитных экспертов с бизнесом потенциальных клиентов. «Мы понимаем, что для успешной работы с заемщиками нам надо самим приходить к ним, наши люди готовы к этому. Мы встречаемся с руководителем, понимаем, как бизнес развивается, как он действует, какие обороты, товар, и на базе нашего опыта мы оцениваем финансовые возможности», - говорит Эммануэль Декампс.

Работа с мелкими суммами и большим числом заемщиков требует от банков снижения накладных расходов. Соответствующие технологии - ноу-хау банков, по признанию банкиров, им еще есть куда совершенствоваться. «При кредитовании среднего бизнеса сбор и анализ отчетности занимает около двух недель. С малым бизнесом мы не можем себе позволить так работать. К тому же отчетности как таковой у малых предприятий не существует. Продавец обуви, например, не понимает, что такое прибыль и рентабельность деятельности. Но он понимает, сколько денег он получает за месяц, или сколько обуви находится на складе. Поэтому нам надо учиться разговаривать с малым бизнесом на его языке. Задавая предпринимателю минимальное количество вопросов о размерах оборотов, об остатках на складе, мы формируем для себя представление о его бизнесе. Фактически мы используем скоринговые методики, которые позволяют на основании определенного набора оценок сформировать решение о возможности предоставления кредита. Конечно, риски при использовании таких методик выше, но мы можем влиять на них, устанавливая первоначальные требования к заемщикам - по отраслевой принадлежности бизнеса, месторасположению, размеру и другим параметрам», - рассказывает Алексей Крюков из МКБ.

Малый бизнес требует специальных технологий - это уже общее место, тем не менее о стандартах говорить пока рано. «В принципе технологии рассмотрения кредитных заявок должны различаться в зависимости от типа заявки - крупный заемщик, средний и мелкий заемщик, исходя из понимания того, что экономически нецелесообразно тратить столько же времени на анализ небольшого клиента, как и на анализ крупного, - признает Роман Дугаев, начальник департамента развития клиентского бизнеса МДМ-банка».

Цена риска и залоги

Процентная ставка по кредитам складывается из стоимости фондирования, банковской маржи и платы за риск, которая устанавливается индивидуально для каждого заемщика. «У нас существует система рейтингования клиентов, - рассказывает Михаил Егоров, начальник управления кредитными рисками МДМ-банка. - Исходя из рейтинга мы понимаем степень риска и соответственно определяем процентную ставку». Постоянным клиентам банк может пойти навстречу и понизить ставку. Такие процентные льготы бывают достаточно внушительными - до половины начальной ставки и даже выше. При этом потери на проценте банки компенсируют за счет дополнительного бизнеса с клиентом, например расчетно-кассового обслуживания. Стоимость кредитных ресурсов для малого бизнеса выше, чем для средних предприятий, на 3-7% годовых. Таким образом, сегодня рублевые ресурсы обходятся средним предприятиям в 15-22% годовых. Малые предприятия платят от 20 до 30%.

Не менее важное условие кредитования - обеспечение, или залог. При этом многие банки практикуют гибкие подходы к обеспечению, понимая, что оно является форс-мажорным методом погашения кредита. «Спрашивать, сколько залога мне нужно дать, чтобы получить кредит, неправильно. Мы идем от обратного: оцениваем, какая сумма кредита соответствует потребностям и финансовым возможностям клиента, а потом смотрим, каким залогом сможем покрыть эту сумму», - поясняет Эммануэль Декампс. Если объем финансирования внушительный, то залог может быть комбинированный, причем часть кредита должна быть обеспечена внеоборотными активами (недвижимость, оборудование и т. д.). Микро- и экспресс-кредиты могут выдаваться без залога, иногда они выдаются под поручительство владельцев бизнеса.

Технология взыскания

При возникновении проблем с обслуживанием кредитов банки стремятся сперва полюбовно договориться с клиентом. «Мы выясняем, что происходит: либо мы недооценили бизнес, либо произошло нарушение внешней среды независимо от заемщика: например, изменился спрос на продукцию, либо заемщик неэффективно использовал кредитные ресурсы и принимал неверные управленческие решения», - рассказывает Игорь Басалов, начальник отдела коммерческого кредитования банка «Глобэкс». Может случиться так, что предприятие развивается столь бурно, что кредитных ресурсов ему не хватает: в этом случае лучшее решение, напротив, увеличить сумму кредита. «Мы можем предложить клиенту, например, погашать кредит ежедневно маленькими суммами или рассмотреть возможность погашения из будущего бизнеса владельца данного предприятия», - поясняет Олег Скробот.

Если переговоры ни к чему не приводят, то банки действуют дальше по договору, то есть переходят к реализации залога. «Если кредит был необеспеченный, тогда обращаемся в суд. С учетом неустойки получается немалая к взисканию сумма долга. Но в этом случае главное реально взыскать задолженность», - добавляет Игорь Басалов. Пока, однако, банкиры отмечают дисциплинированность заемщиков, доля просроченной задолженности у крупнейших коммерческих банков не превосходит 4% при среднем значении 0,9%.

Проблемы

Что же сдерживает кредитование реального сектора? Один блок проблем связан с самой природой бизнеса, причем здесь немалую роль помимо объективных препятствий, таких как низкая прозрачность малого бизнеса, плохое качество корпоративного управления, кадровый вопрос, неустойчивость перед неблагоприятными изменениями внешней среды и т. д., играют и сложившие стереотипы. «Очень часто бизнес сам себя ограничивает. Многие новые клиенты с опаской смотрят на банковские услуги: они просто не думают, что это так просто, боятся, что с них потребуют много документов», - сетует Эммануэль Декампс. Следующий сдерживающий фактор - процентные ставки. С начала года они снизились по рублевым кредитам в среднем на пять пунктов, и снижение затронуло в большей степени краткосрочные кредиты. Но, по мнению Игоря Басалова, сложившиеся ставки сейчас не являются оптимальными: в торговле, например, конкуренция жесткая и рентабельность ниже процентной ставки. Подтверждается это и результатами опроса предприятий, проведенного Центробанком в рамках мониторинга экономической ситуации в стране: большинство респондентов не готовы привлекать средства по ставкам выше 19% годовых в рублях и 12% в долларах. Определенную проблему составляет и отсутствие технологии работы с мелкими заемщиками.

Тем не менее банкиры оценивают перспективы роста кредитования в 20% годовых, и двигателем этого роста будет малый и средний бизнес. Интерес к этому сегменту проявляют и иностранцы: например, агентство США по международному развитию предоставляет пятидесятипроцентные гарантии правительства США в отношении портфеля кредитов, выдаваемых предприятиям малого и среднего бизнеса. Сейчас по такой программе работают четыре российских банка - БИН-банк, «Русский банкирский дом», Центринвестбанк и СДМ-банк.

Яна Галухина