Московский Кредитный Банк
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

''Банкир'' (6(64) июнь 2001 года). Интервью с Заместителем Председателя Правления МКБ Вайсманом К.М

07.08.2001

В апреле этого года Банк России опубликовал Положение №137-П, в соответствии с которым с 1 июля 2001 года банки должны создавать резервы для компенсации всех возможных потерь («Вестник Центрального банка» № 525 от 19.04.2001г.). Расчетную базу резерва, критерии, на основании которых принимается решение об уровне риска, а также источники получения информации о факторах риска определяет сама кредитная организация.
В состав резервов на возможные потери входят резервы под балансовые активы, по которым есть вероятность потерь, резервы по инструментам, отраженным на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, по срочным сделкам, а также прочим потерям.
Положение не касается резервирования на потери по ссудам и операциям с ценными бумагами, которые, как и другие виды обязательного резервирования, регулируются другими нормативными актами ЦБ.
Мнения финансистов по поводу нововведения ЦБ разделились. Одни считают, что резервирование всех возможных рисков значительно усложнит отчетность, создаст проблемы с налоговыми органами и приведет к дополнительным расходам на изменение отчетности, новое программное обеспечение, учетные нормативные документы. Другие считают, что никаких сложностей с переходом на новый порядок резервирования не будет, тем более для банков, ведущих финансовую отчетность по МСБУ.
А что думают о нововведении ЦБ представители банковского сообщества?


Константин Вайсман, заместитель председателя правления ОАО «Московский кредитный банк»:
Я считаю, что новая инструкция призвана в основном ограничить круг операций с банками-нерезидентами «не из числа развитых стран» и рублевых операций, осуществляемых не через Банк России. Она не несет строгих рестрикционных мер по отношению к банкам, ведущим свои операции через нерезидентов стран-членов ОЭСР и ЦБ РФ.
Кроме того, в инструкции нет четких указаний норм резервирования по первой группе риска («…резерв формируется до 20% по каждому элементу»). Остается неясным, что значит до 20% и какие активы относятся к первой группе? Нет ответа и на вопрос об отнесении данных резервов на себестоимость.
Что касается пункта о формировании резервов второй группы по корсчетам в рублях в российских банках, обороты по которым превышают обороты в ЦБ РФ более чем в 4 раза, то таких банков в России немного и они не входят в число крупнейших. То же можно сказать и о формировании резерва второй группы по корсчетам в банках стран, не входящих в число развитых.
Формирование резерва по ценным бумагам, не имеющим рыночной стоимости, будет, скорее всего, проводиться в весьма редких случаях. Как правило, по тем видам ценных бумаг, которые указаны в инструкции, есть рыночные котировки и падение курса ниже 20 процентов от их рыночной стоимости маловероятно.
Срочный же рынок развит мало, поэтому формирование резервов по срочным сделкам не окажет существенного влияния на банковские балансы. Кроме того, нет и четкого определения формирования критериев резервирования под прочие активы.
В целом считаю, что пока и в данной редакции инструкция не несет существенных рисков формирования излишних резервов для российских банков, и, следовательно, рисков снижения балансовой прибыли.