Московский Кредитный Банк
EN
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

Интернет-банк

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

"Профиль" (21 ноября 2011) Фактор розницы

21.11.2011

Автор: АНДРЕЙ МОСКАЛЕНКО

Факторинг в российском ритейле распространен не так широко, как хотелось бы самим факторам и как он применяется на Западе.

По мнению участников рынка, опрошенных "Профилем", проникновение факторинга в отечественную розничную торговлю не превышает 25 — 30% от оборота платежей ритейлеров в адрес поставщиков. С точки зрения объемов этого сегмента, по оценке генерального директора факторинговой компании "Лайф" Александра Карелина, примерно те же 30% от оборота рынка факторинга приходятся на сетевой ритейл. "Факторинг для ритейла сегодня уже не является чем-то новым и непонятным, — рассказывает заместитель председателя правления банка "Возрождение" Людмила Гончарова. — По нашей практике можно сказать, что рынок ритейла поворачивается лицом к факторингу".

Хотя, по словам начальника управления факторинга Альфа-банка Леонида Култыгина, еще пару лет назад ситуация была в корне иной: факторам приходилось доказывать эффективность продукта и его многочисленные преимущества перед кредитом или овердрафтом.

Сейчас же ритейлеры в большинстве своем знакомы с продуктом. Более того, крупный сетевой ритейл уже готов конкурировать с факторами, обдумывая возможности предоставления аналогичных услуг. Однако наши эксперты сомневаются, что им удастся создать полноценные факторинговые структуры. Для этого не хватает опыта, технологий, не говоря уже о сложностях с антимонопольным законодательством.

"Поскольку основные ритейлеры имеют хорошее финансовое состояние, высокие кредитные рейтинги и огромное количество поставщиков с отсрочкой платежа, нуждающихся в финасировании, для факторов это очень интересный сегмент рынка, — говорит заместитель начальника управления факторинга Юникредит Банка Геннадий Золкин. — Но некоторые крупные поставщики факторингом пользуются не очень охотно или не пользуются вообще ввиду возможности привлечения недорогого прямого финансирования без усложнения схем документооборота, что неизбежно при факторинге".

С тем, что в целом факторинг достаточно популярный и известный инструмент, используемый для финансирования поставок в сети, согласна и начальник отдела проведения факторинговых операций Московского кредитного банка Елена Старцева. Правда, несколько негативно на работу по факторингу со многими поставщиками повлияло вступление в силу в прошлом году закона о торговле. "В основном, от факторинга отказались поставщики продуктов питания с короткими сроками реализации продукции и отсрочкой платежа в среднем до двух недель, — поясняет Елена Старцева. — При этом поставщики с более длительной отсрочкой (от 30 дней) продолжают активно использовать факторинг".

Одним из наиболее удобных факторинговых продуктов для сетей заместитель председателя правления НФК Корне лиу Робу считает закупочный факторинг c финансированием в размере 100% и электронным документооборотом. Данный продукт позволяет соблюдать паритет интересов: сеть получает отсрочку, а поставщик — оплату по факту. Кроме того, в рамках закупочного факторинга НФК, например, может выкупать дебиторскую задолженность поставщика.

Самой же распространенной в ритейле факторинговой схемой Елена Старцева называет факторинг с регрессом. В последнее время, по ее словам, заметно увеличение количества предложений факторинга без права регресса. В дальнейшем его доля будет только возрастать, особенно если сети станут в целом лояльнее к факторингу.

"Сети к безрегрессному факторингу относятся все еще настороженно, считают, что часть риска по платежам должна все равно оставаться на поставщике", — объясняет Александр Карелин. Также, по мнению эксперта, набирает обороты "скрытый" факторинг, при котором торговая сеть не подписывает уведомления. Но такая схема связана с повышенным риском и она не самая распространенная в данном сегменте, и, как правило, связана с тем, что торговая сеть принципиально не работает по схеме факторинга и не подписывает уведомления. "Это некая политика торговой сети в работе с поставщиком, желание полностью контролировать своего поставщика и не терять рычаги давления на него", — отмечает Александр Карелин. В пользу факторинга с регрессом высказывается и Леонид Култыгин. Его популярность он объясняет относительно низкой стоимостью, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок ритейлером поставщик принимает на себя. "Это означает, что, когда торговая сеть не платит в срок, вступает в силу так называемый период ожидания, в течение которого, как правило, происходит процесс урегулирования и погашения дебиторской задолженности, — уточняет эксперт. — По истечении периода ожидания, если сеть не расплатилась или расплатилась не полностью, наступает так называемый регресс, означающий, что обязательства ритейлера перед банком переходят к поставщику, который выплачивает фактору разницу между суммой уступленного денежного требования и суммой фактически полученных платежей".

В свою очередь, Геннадий Золкин делает ставку на реверсивный факторинг, когда фактор устанавливает лимит на дебитора (ритейлера), в рамках которого осуществляется потоковое финансирование поставщиков по упрощенной процедуре и невысокой ставке при условии сплошной верификации поставок.

Каким образом факторинговые компании взаимодействуют с ритейлерами и поставщиками?

"Если говорить о нашем банке, то мы ставим перед собой задачу, финансируя бизнес клиента, встраиваться в текущий сложившийся порядок его документооборота с дебиторами, — рассказывает зампред банка "Возрождение" Людмила Гончарова. — С дебиторами-ритейлерами мы взаимодействуем на двух основных этапах: на стадии принятия поставщика на факторинговое обслуживание, путем подписания уведомления об уступке и на этапе ведения факторинговой сделки, путем проведения верификации поставок — сверки уступаемых поставок с системой учета поставок дебитора-ритейлера".

Как считает Геннадий Золкин, для фактора очень важно иметь прямые взаимоотношения как с поставщиком, так и с ритейлером. "Идеальный вариант, когда существуют письменно закрепленные договоренности между всеми сторонами в цепочке фактор — поставщик — ритейлер, — говорит эксперт. — К сожалению, так бывает не всегда, потому что в ряде случаев ритейлеры в этом не имеют прямой заинтересованности".

В компании "Лайф", например, стараются выстраивать трехсторонние отношения между факторинговой компанией, поставщиком и сетевым ритейлером. "Заключается трехстороннее соглашение, в котором четко прописывается, на каких условиях происходят взаиморасчеты между факторинговой компанией и торговой сетью, как происходит зачет встречных прав требования, уменьшения платежей по профинансированным счетам", — объясняет Александр Карелин. Сегодня можно сказать, что это уже устоявшаяся практика работы факторов с торговыми сетями.

"При правильном использовании факторинга годовой оборот поставщика можно увеличить на 30% и более, — уверена Елена Старцева. — Поставщик должен выстраивать отношения с ритейлером, своевременно отслеживать наличие товаров в магазинах в необходимом количестве, обеспечивать мерчендайзинг товаров, участвовать в рекламно-маркетинговых мероприятиях по продвижению своей продукции и т.д.".

Рост оборота поставщика зависит от трех основных составляющих — возможного роста объема закупок, возможного роста объема поставок либо возможного роста объема производства и, разумеется, возможного роста заемного капитала, который обеспечит бизнес ресурсами. Роль факторинга в этой связи в том, чтобы поддержать растущий бизнес ресурсами, и это у данного инструмента получается наилучшим образом. Кроме того, предлагая своим покупателям существенные отсрочки, поставщик становится конкурентнее и, следовательно, способнее к росту продаж.

"Если говорить о конкретных примерах, в нашей практике встречаются случаи, когда за год выручка увеличивается в несколько раз, например, в два или даже в четыре раза, — рассказывает Людмила Гончарова. — Конечно, процесс роста выручки за счет факторинга не может быть бесконечным ввиду ограничений самого бизнеса. Точнее сказать, выручка, как правило, будет прирастать, но именно прирост выручки в динамике может снижаться за счет иных ограничений".

Согласен с коллегами и Леонид Култыгин: "Безусловно, одним из преимуществ факторинга является возможность при его использовании существенно увеличить оборот поставщика товаров или услуг". Главная задача факторинга — обеспечить работу компании таким образом, чтобы, предоставляя отсрочки платежа своим покупателям, предприятие не испытывало недостатка оборотных средств и не теряло скорости их обращения. Насколько увеличится оборот поставщика, зависит от многих факторов: от производственного цикла (для производственных компаний), от сбытовой политики, от возможностей компании эффективно расходовать средства и т.д.

"В первую очередь это зависит от продукта, с которым поставщик работает с торговой сетью; если этот продукт интересен сети и она размещает заказы и увеличивает объем закупок этого поставщика, то он может расти практически безгранично, — продолжает тему Александр Карелин. — Все зависит от базы, с которой стартует поставщик. Если это пока небольшой поставщик, но начинающий выходить на федеральные сети со своим уникальным продуктом, он может обеспечить себе взрывной рост продаж благодаря факторингу, и мы здесь его не будем ограничивать".

ЭКСПЕРТ

Людмила Гончарова заместитель председателя правления банка "Возрождение"

"Финансирование поставок в торговые сети — наиболее востребованное отраслевое направление факторинга.

Это неудивительно, ведь именно розничный рынок ТНП, диктуя условия отсрочки платежа и обеспечивая значительные объемы закупок, формирует аппетит к факторингу у поставщиков.

Мы рассматриваем дебиторов-ритейлеров как наиболее понятных и стабильных должников в факторинговых сделках, что позволяет предоставлять клиентам услуги факторинга на ценовых условиях, сопоставимых со стоимостью кредитных ресурсов, несмотря на трудоемкие по себестоимости процедуры, сопутствующие факторинговой сделке, — это учет дебиторской задолженности и работа с дебиторами. Сейчас мы предлагаем факторинг поставщикам торговых сетей на следующих условиях: без предоставления финансовой отчетности дебитора-ритейлера; предварительное решение в течение 1 — 3 дней на основе 5 документов по e-mail; лимит финансирования устанавливается с учетом планируемых объемов отгрузок; процент финансирования — до 90% от суммы поставки; срок финансирования каждой поставки с учетом истории оплат значительно превышает сроки отсрочки, установленные контрактами с сетями, и максимально составляет до 180 календарных дней; ставки сопоставимы со ставками краткосрочного кредитования.

Наши ключевые преимущества — широкая филиальная сеть (164 отделения в 21 регионе) и возможность оказания услуги факторинга во всех филиалах, а также возможность одновременного предоставления клиентам полного спектра банковских услуг помимо факторинга".

ЭКСПЕРТ

Максим Микульшин начальник отдела развития факторинга Московского кредитного банка

"Еще в прошлом году мы разработали специальные условия обслуживания для поставщиков торговых сетей. Они действуют в настоящий момент и предусматривают возможность финансирования до 100% от суммы поставки, отсрочку платежа до 180 дней, приоритетное рассмотрение вопроса о заключении договора факторинга и гибкий подход к определению комиссии за обслуживание. Немаловажным моментом является возможность принятия на обслуживание поставщиков, только заключивших договор поставки, без фактической истории работы. Накопленный банком опыт работы с торговыми сетями позволяет разрабатывать интересные предложения для поставщиков независимо от категории бизнеса. Нашими клиентами являются и малые предприятия, и крупный бизнес, предъявляющий свои требования к продукту. Для ускорения выплаты финансирования при большом документообороте мы готовы предоставлять услуги бездокументарного факторинга и осуществлять финансирование после предоставления реестра отгрузок и подтверждения факта поставки. Банк активно предлагает возможность работы по схеме факторинга без права регресса. В рамках этого продукта объем финансирования может доходить до 100% от суммы поставки с различными вариантами оплаты комиссии поставщиком. Для многих сетевых клиентов установлены лимиты финансирования, что позволяет существенно снизить комиссию за обcлуживание для поставщиков. В дополнение хотелось бы отметить, что потенциал у этого сегмента рынка огромный, и если отношения между ритейлерами и факторами станут более прозрачными, объемы финансирования существенно возрастут. Это, в свою очередь, принесет и неоценимую пользу ритейлерам, ведь факторинг — один из самых эффективных инструментов, позволяющих поставщикам решать задачи обеспечения бесперебойных поставок продукции, что является одним из основных условий работы с торговыми сетями".

ЭКСПЕРТ

Елена Гладких генеральный директор Русской факторинговой компании

"Мы предлагаем воспользоваться уникальным продуктом — реверсивным факторингом. Эта услуга, не имеющая аналогов в России, по сути, позволяет ритейлерам получить товарный кредит от 0,5 % в месяц. Также нами разработана партнерская программа с крупными сетями по постановке ключевых поставщиков на факторинговое обслуживание в РФК на льготных условиях. Для сетевых магазинов это также очень выгодно, поскольку позволяет получить от поставщиков максимальную скидку, отсрочку платежа, расширить ассортиментный ряд, увеличить объем закупки, быть уверенным в своевременных поставках. В первую очередь такая программа актуальна для ритейлеров, которые работают с крупными брендами и производителями социально значимых товаров, продукция которых пользуется максимальным спросом у конечного потребителя и обеспечивает высокую посещаемость магазина".