Московский Кредитный Банк
EN
О Банке
Частным лицам
Бизнесу
Финансовым организациям
Инвесторам и акционерам
Инвестиционный бизнес

круглосуточно

Интернет-банк

+7 495 777-4-888

круглосуточно

8 (800) 100-4-888

звонок по России бесплатный

для обращений и претензий

Пресса о банке

"Эксперт РА" (9 апреля 2012) Интервью Марины Насташкиной, Заместителя Председателя Правления МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА, рейтинговому агентству "Эксперт РА"

09.04.2012

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– Если говорить о деятельности МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА, то во 2 полугодии 2011 года никаких изменений в работе с сегментом МСБ не произошло. Стабильное развитие данного направления обусловлено наличием профессиональной команды, имеющей большой опыт работы в данном сегменте.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– Несмотря на общее падение спроса со стороны МСБ на кредитные ресурсы во 2 полугодии 2011 года, в МКБ в этот период не наблюдалось значительного сокращения объемов кредитования. Этот результат в значительной степени обусловлен тем, что мы вели активную деятельность по стимулированию кредитной активности наших клиентов. Мы разработали для субъектов МСБ специальные предложения, на которые получили отклик в виде увеличения заявок на предоставление кредита. Резюмируя вышесказанное, я бы охарактеризовала динамику спроса субъектов МСБ на кредитные продукты во 2 полугодии 2011 года как положительную.

– Как вы оцениваете динамику проблемной задолженности МСБ в целом по рынку в 2011 году? Можно ли выделить отрасли, для которых сегодня характерны наибольшие темпы роста проблемной задолженности?

– Объем проблемной задолженности в кредитном портфеле МСБ МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА продолжает снижаться. Что касается второй части вопроса, то в малом бизнесе отраслевое влияние на качество портфеля не существенно. Гораздо большее значение имеет локация заемщиков: от кризиса в большей степени пострадали регионы, Москва и Московская область менее подвержены негативным экономическим явлениям.

– Оцените эффективность ключевых инструментов господдержки рынка: гарантийных фондов и МСП Банка – в 2011 году. С какими основными проблемами сталкивается ваш банк при взаимодействии с институтами развития? Существует ли сегодня потребность в дополнительных мерах господдержки (если да, назовите их)?

– МКБ активно сотрудничает с МСП Банком. Привлечение целевого финансирования для кредитования малого и среднего бизнеса от МСП Банка позволяет нам снизить ставки по кредитам для клиентов. В 2012 году мы также планируем начать использовать поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, что поможет заемщикам решать вопросы предоставления обеспечения по запрашиваемым кредитам.

Вместе с тем использование обоих инструментов государственной поддержки МСП по-прежнему достаточно ограниченно. В значительной степени это связано с малой информированностью предприятий МСБ об условиях действия таких госпрограмм.

– Какие стратегии показали в 2011 году наибольшую эффективность в сфере борьбы за заемщиков? Ожидаете ли вы какие-либо значимые перестановки среди ведущих участников рынка до конца текущего года?

– МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК представлен только на рынке Москвы и Московской области. Столичный рынок, с одной стороны, характеризуется наличием большого количества разнообразных бизнесов, с другой – в Москве круг заемщиков очень узок. Учитывая эту специфику московского рынка, мы пришли к заключению о нецелесообразности внедрения кредитного конвейера в сегменте МСБ. Наша стратегия развития этого направления ориентирована на оказание полного спектра качественных услуг ВИП-уровня нашим клиентам.

Мы стремимся к тому, чтобы любой клиент, обратившийся в МКБ, смог получить комплексное финансовое обслуживание и решить с нашей помощью все текущие и перспективные задачи. Наемный сотрудник у нас всегда может получить кредит на личные цели в розничном блоке, начинающий бизнесмен – стартовый кредит, бизнес среднего звена – профессиональные консультации по всему спектру банковских продуктов и услуг, помощь в организации новых для него форм финансирования (факторинг, лизинг, гарантии, аккредитивы и т. д.). Также мы предлагаем нашим клиентам дополнительное сервисное обслуживание – инкассацию, эквайринг, зарплатные проекты и прочее. Когда наш клиент вырастает, мы предоставляем ему новые продукты, отвечающие объемам его бизнеса и специфике деятельности.

– Каковы преимущества и ограничения использования розничных технологий при кредитовании МСБ (пример кредитной фабрики – Сбербанка России)? Планирует ли ваш банк внедрять продукты для МСБ, основанные на розничных технологиях?

– Преимущество использования розничных технологий при кредитовании МСБ заключается в возможности проведения экспресс-оценки кредитоспособности бизнеса на основании показателей успешности его деятельности. Недостаток состоит в ограниченности розничного подхода, который дает возможность оценить только наездника, но не дает представления о параметрах скакуна, на котором он участвовал в заезде.

Поэтому наш банк поставил перед собой цель разработать универсальные подходы, которые позволят оптимально сочетать технологии корпоративного и розничного кредитования.

– Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг)? Насколько при этом может расти спрос на кредиты с их стороны?

– Стратегия помощи МКБ своим заемщикам заключается прежде всего в нашей заботе о сохранении финансовой результативности бизнеса в тот период, когда клиент привлекает кредитные средства на поддержание или развитие своей деятельности, а также в предложении наиболее эффективных форм финансирования и обслуживания бизнеса клиента.

– Наблюдались ли в 2011 году значимые изменения в риск-менеджменте МСБ? Насколько активно банки используют скоринговые модели при кредитовании МСБ? Изменилась ли политика вашего банка в отношении обеспечения по кредитам?

– В МКБ реализована единая система риск-менеджмента, которая распространяется также и на клиентов МСБ. Система риск-менеджмента постоянно развивается, и в последнее время она претерпела определенные изменения. Важно отметить, что эти изменения не ухудшают предложения банка для клиентов, не утяжеляют продукты и процессы кредитования. Политику по кредитованию МСБ, как впрочем и всю кредитную политику, мы строим в основном на принципах углубленного или упрощенного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Наличие обеспечения по кредиту не оказывает прямого влияния на оценку риска и на нашу готовность его принять. Скоринговые модели для оценки финансовой устойчивости и кредитоспособности заемщиков из сегмента МСБ также используются в банке, но только как одна из стадий процесса принятия решения.

– Насколько доступны сегодня банковские кредиты инновационным предприятиям и стартапам? Каким банкам может быть интересен данный сегмент в первую очередь?

– Действительно, для инновационных предприятий и стартапов доступ к банковским кредитам затруднен. Тем не менее и этот сегмент бизнеса присутствует в нашем портфеле. Большую часть риска в этом случае мы закрываем не повышенной процентной ставкой и анализом будущего денежного потока, а залогом и оценкой бизнес-предпосылок, опытом собственника и управляющей команды.

Мы придерживаемся принципа, что решающее значение в успехе реализации инновационного проекта или бизнес-старта имеет потенциал собственника, его личностные достижения и возможности, а также перспективность развития той ниши, которую он собирается осваивать. На эти параметры мы обращаем основное внимание.

– Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2012-го и в 2013 году. Выделите ключевые драйверы и ограничители роста.

– Мы уверены, что портфель кредитов, как в принципе и других банковских продуктов, в сегменте МСБ будет расти. Ключевыми предпосылками для этого стал отток персонала из крупных компаний в сегмент МСБ, произошедший в посткризисный период, а также рост числа финансово и экономически грамотного трудоспособного населения в регионе присутствия банка. Таким образом, развитие МСБ будет опираться в ближайшей перспективе на умение представителей этого сегмента использовать разнообразие банковских услуг и финансовых инструментов в своей деятельности.

Рост МСБ по-прежнему ограничивает низкая господдержка сегмента и негативное влияние макроэкономических процессов.

Для стимулирования развития сегмента МСБ необходимо создавать специальные площадки для запуска стартапов, поощрять долгосрочные арендные отношения, организовывать открытые аукционы бизнес-идей. Кроме того, большое влияние на развитие МСБ оказывает общий климат в экономике страны: потребительская активность населения зависит от уверенности в завтрашнем дне, рост потребления активизирует деловую активность граждан, которая в свою очередь реализуется в развитии малого и среднего предпринимательства. МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК со своей стороны предлагает кредитные продукты, которые дают возможность развивать бизнес и реализовывать новые идеи.